2017
АПРЕЛЬ
***
В Питере произошел теракт. Наблюдений два. То, как всё было осуществлено и потом расследовалось и освещалось, очень мутно и наводит на мысль. Мысль эта была кем-то высказана в Фейсбуке, она не нуждается ни в каких дополнительных комментариях: КГБычно.
Второе наблюдение: петербуржцы, конечно, потрясены. А москвичи, большинство, наверное, – нет. Мы тут переживали и не такое и не один раз. Привыкли.
***
Стараюсь регулярно слушать Невзорова, возникшего откуда-то из небытия. С его политическими взглядами необязательно соглашаться, но что совершенно невозможно отрицать, так это его блестящий, по нынешним временам просто редчайшей красоты русский язык и мастерское владение им. Какие неизбитые обороты, какая богатейшая лексика, как плавно льется речь. Браво.
Но на бочку меда всегда, увы, находится ложка другого вещества. Я о воззрении Александра Глебыча на литературу и историю, вообще гуманитарные знания, а также авторское право. Они пещерны и шокирующи. Вот так вот всё уживается в одном человеке. И чУдно, и чуднО.
***
Почти все великие художники в широком смысле этого слова везде и всегда – мужчины. А почитатели искусства по преимуществу женщины. По крайней мере, в России. В любом театре, на любой выставке, в любом музее их всегда большинство.
***
Мы с Артом смотрим на нашего Лучика и фантазируем. Как было бы хорошо иметь такое безвредное, безопасное средство, с помощью которого можно было бы контролировать развитие ребенка. Мы понимаем, что наши фантазии – сказки, но не останавливаемся, продолжаем.
Дал бы Лучику таблеточку или сиропчик, и он бы остался в нынешнем возрасте на определенное тобою время. Арт говорит, что согласен даже, чтобы Лучик оставался таким, как сейчас, не говорящим. Пусть. Ведь он внешне и внутренне – настоящий ангел, будто сошедший с полотна. И все заботы связаны только с необходимостью его кормить, поить и следить, чтобы он был чист, вовремя спал, гулял и не ушибался. Пусть эти заботы хлопотны, но они приносят ровно столько же, если не больше, умиления и радости, чем в итоге всё и уравновешивают.
Наши мечтания происходят из извечного желания остановить мгновения, которые как прекрасны, так, увы, и быстротечны. Родители, наоборот, время торопят: скорее бы дитя начало ходить, говорить, самостоятельно есть и т.д. А вот дедушки с бабушками всеми силами желают затормозить два неизбежных параллельных процесса: свое старение и взросление ребенка. «Остановись, время!» – безнадежно взывают они.
***
В доинтернетовские времена все люди или большинство, скажем так, не писали писем для всеобщего обозрения. Письма писались друг другу, доносы и жалобы-кляузы – в инстанции, и по разным поводам слались послания в газеты-журналы-на радио, по-современному, в СМИ.
Письма читали только те, кто их писал и те, кому они предназначались. Сейчас же все сидят в интернете, в социальных сетях и не просто пишут, а общаются посредством письменной речи. Та безграмотность, которая была скрыта от посторонних глаз, сейчас у всех на виду.
Раньше только учителя русского языка были почти единственными «страдальцами» поневоле, вынужденными видеть и исправлять ошибки своих учеников. Сейчас же каждодневно видеть, читать чудовищно и дико исковерканный письменный русский язык – страдание для всех, кому он не безразличен.
Школьников за безграмотность хоть как-то можно извинить, они всё-таки учатся. Но за издевательства над языком взрослых людей я, например, никаких извинений не принимаю.
МАЙ
***
Вчера на концерте, где исполнялись произведения для фортепиано в четыре руки, впервые увидела, как пианисты читали ноты с планшета, используя Bluetooth. Он представлял из себя коробочку, которая лежала около педалей рояля. Один из музыкантов нажимал на коробочку ногой, и «страницы» планшета переворачивались. Случилась и минутная накладочка, когда в гаджете пришлось порыться в поисках нужных нот.
***
В Москве на повестке дня снос хрущевок. Обсуждают все, даже те, к кому их снос не имеет отношения. Арт в курсе дела. Он прекрасно знает, что эти пятиэтажки называются хрущевки и почему у них такое название, тоже знает.
Как-то стали с ним обсуждать совсем другое, историю, Хрущева. В процессе Арт упомянул, что Сергей Никитович, его сын, много писал, рассказывал об отце. Да, говорю, я знаю. Арт продолжает, что и дочь тоже: «Как ее звали, забыл. Фамилия Хрущевка».
Арт думает, что фамилия женщин должна оканчивается обязательно на –ка. Мужчина – Хрущев, женщина, по его логике, – Хрущевка.
***
Удачливость – это сочетание благоприятных a) обстоятельств, b) фактора времени.
***
Увидела сегодня молодого человека в футболке с надписью «Anti-Social Social Group». Остроумно.
***
Глядела на своих детей, когда они были маленькие, и удивлялась, сейчас гляжу на Лучика и по-прежнему удивляюсь. Как маленькие дети думают, когда не умеют говорить? Как у них мысли оформляются, в виде чего? Ведь они же думают, они же не дураки.
***
Когда хотят выразить насмешку (и часто презрение) кому-то, то говорят: «Тоже мне, умник». Когда восхищаются, говорят: «Такой (такая) умница!» Корень в обоих словах один, а коннотация при этом такая разная.
ИЮНЬ
***
Я вроде уже привыкла к дикой безграмотности везде: в устной и письменной речи, в книгах, газетах, рекламе и т.д. Но как-то по наивности думала, что всему есть предел. Нет! Нет предела! В заголовке статьи черным по белому было написано: «Незадекларировала…» Не с глаголами пишется раздельно! В конце-то концов. И это в газете "Вечерняя Москва"! А дальше чего ждать? Жи-ши через ы?
***
Как долго я гонялась за книгой воспоминаний дочери П.М. Третьякова Веры Павловны Зилоти! В книжных ее нет, в электронном виде – ни для чтения, ни для скачивания, ни для покупки – тоже. Наконец нашла. Настоящую, в бумажном виде. Радости! Долго оттягивала начало чтения в предвкушении удовольствия. И, в общем, разочаровалась. Ничего, в принципе, нового не узнала. Единственное, чему поразилась и позавидовала, так это необыкновенной памяти автора. Скольких людей с их полными ФИО, родственными связями, подробностями жизней она помнит. Невероятно! Но во всех этих мельчайших деталях главное и важное ими засасывается и вязнет.
***
В одном из сувенирных магазинов Павловска, куда мы зашли, было безлюдно. Продавец, женщина моего возраста, на торгового работника совсем не походила: ни видом, ни манерами. Мы с ней имели краткую, но содержательную беседу. Ко мне она обращалась так: «Ангел мой». В этом было что-то такое настоящее петербургское, неистребимое.
***
У природы нет плохой погоды. Да. Но у природы есть неправильная погода, та, что мы имеем весь май и весь июнь.
***
После большого-большого перерыва побывали в Музее-квартире Пушкина на Мойке. Попали в день его рождения, одну из дат, когда в музей можно попасть бесплатно. Более того, проводятся экскурсии, а не просто так посетителей пускают бродить по квартире. И еще более того, проходят торжества во внутреннем дворике: с речами, декламацией стихотворений, викторинами и музыкой в исполнении струнного квартета. Всё вроде хорошо, всё вроде правильно. А что-то, мне кажется, не так.
Я вспоминаю наш с Артом первый приход на Мойку. Тогда во дворике была просто скамья, может, две и всё. Мы пришли, купили билеты, медленно ходили по всем комнатам. И я не помню, чтобы в каждой комнате было по бабушке-смотрительнице, следующей за нами по пятам. Мы долго стояли у кровати, где умер Пушкин. Грустные, вышли во двор, сели на скамейку, молчали. И всё было спокойно, просто и печально.
Сейчас, оказывается, в музей попасть сложно. Надо заранее чуть ли не записываться и быть в составе группы. Когда, на наше счастье, мы оказались там в такой особый день с экскурсией, они, эти экскурсии, проводились каким-то поточно-конвейерным способом. Всё по минутам; каждое слово, жест, взгляд и поворот головы экскурсовода выверены и потому ненатуральны.
Вроде тебя и не торопят, но всё бегом, ни постоять, ни задержаться. И посидеть на скамейке не вышло: толпа людей, тишины нет. А название фестиваля ПушкинFest что на слух, что на взгляд кажется мне пошлым.
***
Человек с именем Аврора Римская существует на самом деле. Кем бы ей быть и где работать? Ну, так, чтобы одно другому соответствовало. Тем более, что и выглядит она, если и не богиней, то и не простушкой тоже. Например, в хорошем музее, да еще непременно в «римском» зале. Не правда ли?
Увы, в действительности всё совсем эстетически не благородно. Должность и место работы Авроры Римской специфические, к свету, рассвету, возрождению и предрассветному ветерку не располагающие. Она – старший помощник (по взаимодействию со СМИ) руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю.