Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА. ЧАСТЬ IV

                КОЛОКОЛЬЧИКИ В КНИГЕ А. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»    

У А. Толстого в книге «Князь Серебряный» есть два любопытных колокольных эпизода. Первый касается колокольчиков для животных. Причем описываются колокольчики декоративные, сугубо для украшения коня:

«Согласно роскошному обычаю того времени, пешие конюхи вели за ним под уздцы шесть верховых коней в полном убранстве; из них один был вороной, один буланый, один железно-серый, а три совершенно белой масти. На головах коней качались цветные перья, на хребтах их пестрели звериные кожи или парчовые чепраки и чалдары, усаженные дорогими каменьями, и все шестеро звенели на ходу множеством серебряных бубенчиков или золотыми прорезными яблоками, подобранными в согласный звон и висевшими по обеим сторонам налобников длинными гроздами».

Лошади с колокольчиками – дело привычное. Но и царские соколы тоже ими украшались:

«Сокольничий, в красном бархатном кафтане с золотою нашивкой и золотою перевязью, в парчовой шапке, в желтых сапогах и в нарядных рукавицах, слез с коня и подошел к Иоанну, сопровождаемый подсокольничим, который нес на руке белого кречета, в клобучке и в колокольцах».

Там дальше целая история приключится с этим соколом и сокольничим. Изящная фреска св. Трифона на белом коне с белым соколом на  руке срезана со стен Трифоновской церкви в Москве и находится сейчас на хранении в Третьяковской галерее.


Взято с http://niros.org/

Кому интересно (а может, кто из москвичей и так  прекрасно знает этот факт), можно почитать о Трифоновской церкви в интернете.

Второй эпизод – сцена драматичнейшего противостояния боярина Морозова и царя Ивана Грозного. Унижая боярина, царь жалует его званием первого шута.

«– Подать сюда кафтан … и надеть на боярина!

Василий Грязной, по знаку царя, встал из-за стола и подошел к Дружине Андреевичу, держа в руках пестрый кафтан, полупарчовый, полусермяжный, со множеством заплат, бубенчиков и колокольцев.

В один миг опричники сорвали с Морозова верхнюю одежду и напялили на него кафтан с колокольцами.

Гремя колокольцами, боярин подошел к столу и опустился на скамью, напротив Иоанна, с такою величественною осанкой, как будто на нем вместо шутовского кафтана была царская риза.

Что же ты сделал тогда, государь? Тогда, — продолжал Морозов, и голос его задрожал, и колокольцы затряслись на одежде, — тогда тебе показалось мало бесчестия на слуге твоем, и ты порешил опозорить его еще неслыханным, небывалым позором! Тогда, — воскликнул Морозов, отталкивая стол и вставая с места, — тогда ты, государь, боярина Морозова одел в шутовской кафтан и велел ему, спасшему Тулу и Москву, забавлять тебя вместе со скаредными твоими кромешниками!»

Сцена легла в основу картины М. Нестерова «Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» 1885 г.


Взято с http://www.artscroll.ru/

Колокольцы для сокола – царское украшение, знак отличия. А для родовитого боярина – средство унижения и позора, за которыми последует смерть.

Отрывки из книги А. К. Толстого «Князь Серебряный» взяты с http://librebook.ru/
Tags: Колокольчики/колокола и литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments