КОЛОКОЛЬЧИКИ В КНИГЕ А. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»
У А. Толстого в книге «Князь Серебряный» есть два любопытных колокольных эпизода. Первый касается колокольчиков для животных. Причем описываются колокольчики декоративные, сугубо для украшения коня:
«Согласно роскошному обычаю того времени, пешие конюхи вели за ним под уздцы шесть верховых коней в полном убранстве; из них один был вороной, один буланый, один железно-серый, а три совершенно белой масти. На головах коней качались цветные перья, на хребтах их пестрели звериные кожи или парчовые чепраки и чалдары, усаженные дорогими каменьями, и все шестеро звенели на ходу множеством серебряных бубенчиков или золотыми прорезными яблоками, подобранными в согласный звон и висевшими по обеим сторонам налобников длинными гроздами».
У А. Толстого в книге «Князь Серебряный» есть два любопытных колокольных эпизода. Первый касается колокольчиков для животных. Причем описываются колокольчики декоративные, сугубо для украшения коня:
«Согласно роскошному обычаю того времени, пешие конюхи вели за ним под уздцы шесть верховых коней в полном убранстве; из них один был вороной, один буланый, один железно-серый, а три совершенно белой масти. На головах коней качались цветные перья, на хребтах их пестрели звериные кожи или парчовые чепраки и чалдары, усаженные дорогими каменьями, и все шестеро звенели на ходу множеством серебряных бубенчиков или золотыми прорезными яблоками, подобранными в согласный звон и висевшими по обеим сторонам налобников длинными гроздами».
Лошади с колокольчиками – дело привычное. Но и царские соколы тоже ими украшались:
«Сокольничий, в красном бархатном кафтане с золотою нашивкой и золотою перевязью, в парчовой шапке, в желтых сапогах и в нарядных рукавицах, слез с коня и подошел к Иоанну, сопровождаемый подсокольничим, который нес на руке белого кречета, в клобучке и в колокольцах».
Там дальше целая история приключится с этим соколом и сокольничим. Изящная фреска св. Трифона на белом коне с белым соколом на руке срезана со стен Трифоновской церкви в Москве и находится сейчас на хранении в Третьяковской галерее.

Взято с http://niros.org/
Кому интересно (а может, кто из москвичей и так прекрасно знает этот факт), можно почитать о Трифоновской церкви в интернете.
Второй эпизод – сцена драматичнейшего противостояния боярина Морозова и царя Ивана Грозного. Унижая боярина, царь жалует его званием первого шута.
«– Подать сюда кафтан … и надеть на боярина!
Василий Грязной, по знаку царя, встал из-за стола и подошел к Дружине Андреевичу, держа в руках пестрый кафтан, полупарчовый, полусермяжный, со множеством заплат, бубенчиков и колокольцев.
В один миг опричники сорвали с Морозова верхнюю одежду и напялили на него кафтан с колокольцами.
Гремя колокольцами, боярин подошел к столу и опустился на скамью, напротив Иоанна, с такою величественною осанкой, как будто на нем вместо шутовского кафтана была царская риза.
Что же ты сделал тогда, государь? Тогда, — продолжал Морозов, и голос его задрожал, и колокольцы затряслись на одежде, — тогда тебе показалось мало бесчестия на слуге твоем, и ты порешил опозорить его еще неслыханным, небывалым позором! Тогда, — воскликнул Морозов, отталкивая стол и вставая с места, — тогда ты, государь, боярина Морозова одел в шутовской кафтан и велел ему, спасшему Тулу и Москву, забавлять тебя вместе со скаредными твоими кромешниками!»
Сцена легла в основу картины М. Нестерова «Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» 1885 г.

Взято с http://www.artscroll.ru/
Колокольцы для сокола – царское украшение, знак отличия. А для родовитого боярина – средство унижения и позора, за которыми последует смерть.
Отрывки из книги А. К. Толстого «Князь Серебряный» взяты с http://librebook.ru/