Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

КАК НОВЫЙ РОМАН Б. АКУНИНА ЗАСТАВИЛ МЕНЯ УЗНАТЬ НОВОЕ О ВЕЧЕВОМ КОЛОКОЛЕ

Я прочитала новую книгу Бориса Акунина. Если быть точной, просто проглотила ее за пару вечеров: как и от остальных акунинских произведений, от этого оторваться совершенно невозможно.
И вот читаю я первую часть книги, роман «Вдовий плат», действие которого происходит в Новгороде во времена Ивана III и существования новгородского вече. Читать еще и потому удовольствие, что иллюстрации художника И. Сакурова замечательные.

Например, эта, которая и заставила вспомнить про вечевой новгородский колокол.


Описание к иллюстрации в книге такое. Я привожу только то ту часть из него, где упоминаются слова «колокол» и «звон». «Вечевой колокол редко, зычно погудывал – думмм, думмм. С Софийской стороны по Великому мосту подтягивался народ, да и ближние, с Торговой, тоже подходили улицами-переулками. …Второй из основных выборщиков…прибыл на могучем белом коне. Перед самой площадью, всем видный, картинно перекрестился – то ли на звонницу, то ли на боярыню… Во всех церквах зазвонили… Трижды отрывисто ударил вечевой колокол».

А на этом фото – репродукция миниатюры из летописи XVI  века.



На ней можно видеть  звон «по старине» в вечевой колокол на Ярославовом дворе. Он «производился с земли, что было очень удобно во время вечевого собрания.

Подниматься на звонницу не было необходимости, достаточно было дергать за веревку, одним концом опущенную почти до земли, другим привязанную к рычагу, вмонтированному в балку, которая, приходя в движение, раскачивала колокол».

Хотя роман описывает реальные и события, и некоторых персонажей, и предметы, как вечевой колокол, например, мне всё же захотелось узнать больше именно о нем и именно из исторических документов.

Новгородское вече, которое было, по сути, городским собранием, собиралось по звону вечевого колокола, звук которого новгородцы хорошо отличали от звона церковных колоколов.

Когда Иван III задумал ликвидировать новгородскую республику и осадил Новгород, то поставил вопрос так: «вечю колоколу… не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати». Летописец указывает и ту цену, которую запросили новгородские бояре за отказ от вечевого колокола – неприкосновенность вотчин, отказ от «вывода» из новгородской земли, освобождение от пограничной службы».

Через несколько дней после того как Иван III вошел в Новгород, он «велел колокол вечный спустити и вече разорити». Еще через некоторое время «повелел князь велики из Новгорода и колокол их вечной привезти на Москву, и привезен бысть и вознесли его на колокольницу на площади с прочими колоколы звонити».

Часто, когда описываются валдайские колокольчики, приводится легенда о том, откуда и как они появились. Якобы из разбившегося по дороге новгородского вечевого колокола. На этой миниатюре он, кстати, изображен. Связанный веревками, погруженный в сани для отправки в Москву.



Будто узник, поэтому сразу вспомнился ссыльный угличский колокол.

В живописи есть художественное воплощение эпизода отправки вечевого колокола. Это картина А. Кившенко «Отправка Марфы Посадницы в Москву».


Взято с http://www.artsait.ru/

«Легенд о вечевом колоколе много, но летописи говорят о том, что колокол на Валдае не разбивался, а благополучно добрался до Москвы, был вознесен на колокольню, “с прочими колоколы звонити”, т.е. стал петь в один голос с другими русскими колоколами».

А что сталось с ним потом? В рассказе об Оружейной палате я писала о колоколе Моторина и фото приводила. По одной из версий он, колокол Моторина, и есть перелитый в XVIII  веке вечевой колокол.

В книге Б. Акунина в конце каждой главы – виньетка, выражающая ее суть. Вот она в конце главы о выборах на новгородском вече.


Источник:
Б. Акунин «Вдовий плат», изд-во «АСТ», Москва, 2016
http://rushist.com/
Tags: Как-рассказики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments