Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

КОЛОКОЛЬЧИК «КОСАРЬ»

Косарь – тот, кто занимается косьбой, срезает косой или косилкой траву или хлебные злаки. Так написано в словаре. Как в любом словаре, описание сухое и точное.

А ведь косьба – процесс, в художественном описании которого, будь то литература или живопись, столько чувств и эмоций. Редкий аромат, придуманный известным парфюмерным домом и будучи изысканным, тонким и дорогим, может сравниться с запахом свежескошенной июньской травы. В нее хочется упасть и вдыхать, вдыхать, и пить этот запах, который безумно волнует и от которого бьётся сердце.
Иначе, чем «Косарь», колокольчик из моей коллекции не назвать.


Сделан он Светланой Берёза, г. Смоленск.  Высота 14 см, диаметр 6,5 см. Глазурирование, ручная роспись

Мне немного сложно его описать, я имею в виду персонажа, который и есть колокольчик. Судя по виду – крестьянской рубахе и лаптям – это крестьянин. И почему-то он мне кажется белорусским крестьянином.                  

В конце XIX-начале XX веков традиционный мужской костюм белорусского крестьянина состоял из белой полотняной сорочки или рубахи, полотняных штанов и пояса. Причём рубаха доходила почти до колен.

В умных статьях по истории костюма, правда, написано, что у белорусской рубахи был прямой грудной разрез. А у русской  косоворотки он шел по левой стороне груди. У моего крестьянина-колокольчика разрез на левой. У белорусов вдоль грудного разреза, прикрывая его, шла широкая полоса, отделанная вышивкой. Есть такое дело и у моего колокольчика.

Говорится о том, что вышивкой или тканым узором покрывались манжеты и воротник, обычно отложной или стоячий, а также плечи вдоль линии вшивания рукавов. Всё это есть на рубахе моего крестьянина. Правда, описание относится к праздничной одежде. А во время работы крестьяне носили рубахи без всяких украшений. Но тем не менее.

Белорусские крестьяне носили рубахи поверх штанов. Рубаху подвязывали цветным поясом, концы  которого свисали вместе спереди или врозь на боку, чаще на левом.

С шапкой сложнее. Белорусы носили белые или серые, иногда коричневые валяные шапки. У моего крестьянина она коричневая, да. Но дело происходит летом, когда надевались круглые соломенные шляпы с широкими полями. Иногда они были из камыша или лозы.

Лицо меня тоже смущает. Во-первых, тем, что оно безбородое, только с усами. Разве крестьяне брили бороды? Во-вторых, мастер сделала глаза несколько странными. Поэтому и их выражение тоже странное получилось.

Кроме крестьянской одежды всё остальное – лапти, коса – выглядит вполне правдоподобно. Коса – так вообще – на луг и косить.

И сразу вспоминается самая известная, наверное, сцена в русской литературе, с покосом связанная. Из «Анны Карениной».

«Левин слез с лошади и, привязав ее у дороги, сошелся с Титом, который, достав из куста вторую косу, подал ее… Кончившие свои ряды, потные и веселые косцы выходили один за другим на дорогу и, посмеиваясь, здоровались с барином…

Тит освободил место, и Левин пошел за ним. Трава была низкая придорожная, и Левин, давно не косивший и смущенный обращенными на себя взглядами, в первые минуты косил дурно, хотя и махал сильно…

Чем далее Левин косил, тем чаще и чаще он чувствовал минуты забытья, при котором уже не руки махали косой, а сама коса двигала за собой все сознающее себя, полное жизни тело, и, как бы по волшебству, без мысли о ней, работа правильная и отчетливая делалась сама собой. Это были самые блаженные минуты…»
Источник:
Отрывок из романа Л. Толстого «Анна Каренина» взят с сайта http://az.lib.ru/
Tags: Разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments