Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

БСАМИМ С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ

В конце прошлого года в Москве открылся замечательный по форме и интереснейший по содержанию музей. Называется он Еврейский музей и центр толерантности. Он тут же привлек внимание и посетителей, и прессы, получив в высшей степени прекрасные отзывы. Это даже не музей, а масштабный проект, поскольку представляет собой крупнейший в мире еврейский музей и крупнейшую в Европе крытую выставочную площадку. Там можно провести полдня точно.

В сувенирном магазине колокольчиков нет. Хотя в моей коллекции еврейский колокольчик есть, и я о нем писала здесь и здесь.
В выставочной витрине я увидела экспонат.
 

Объяснение гласит, что это «бсамим (сосуд для субботних благовоний) в форме башни. Польша, конец ХIХ века. Белый металл, гравировка; высота 43 см». Прочитала, что до 20 века бсамим был одним из «обязательных ритуальных предметов в доме иудеев. И использовался в прощальной молитве, что отделяет субботу и праздники от будних дней».

Бсамим привлек мое внимание тем, что сделан не просто в форме башни, а башни, уж очень похожей на московские кремлевские. Узнала, что башня одна из излюбленных форм бсамим в еврейской традиции. А этот экземпляр, видимо, – имитация «более ранних архитектурных образцов из Северной Италии, откуда были приглашены мастера для строительства Московского Кремля». Ну, и конечно, колокольчиками. Они, надо полагать, сугубо декоративный элемент.

В эссе П. Вайля говорится, что первые колокола были у евреев. Может, кто-то из знатоков иудаизма подтвердит или опровергнет это? И в связи с колокольчиками на бсамиме, еще вопрос: используются ли сейчас в иудаизме колокола?

Источник:
http://miku.org.ua/
www.lechaim.ru

Tags: Колокольчик(и) из музея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments