Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

ДВЕ КАРТИНЫ КИСТИ П.А. ФЕДОТОВА

Я очень люблю картины П.А. Федотова. В них каждая деталь – говорящая. Недавно прочитала книгу о художнике, еще узнала о нем.

2015 год – особенный, 200 лет со дня рождения живописца. К этому событию в Третьяковке приурочена большая выставка, на которой впервые выставлены не только все полотна, но и рисунки, привезенные из разных российских музеев.

Вдобавок к картине «Завтрак аристократа», на которой есть колокольчик, я увидела там еще две. Обе картины – портреты, и на обеих – колокольчики.

Хотелось бы, конечно, ограничиться описанием только их. Но на всех картинах колокольчик – всего лишь деталь, аксессуар. Поэтому избежать хотя бы упоминания о человеке, что изображен на полотне, не представляется возможным. Так получилось с картиной «Портрет Е. П. Ростопчиной», 21х17, картон, масло, 1850 г., хранится в Третьяковской галерее.


Фото взято с http://vsdn.ru/

Евдокия Петровна Ростопчина (1811-1858) – русская писательница, одна из самых известных русских поэтесс второй четверти XIX века. По происхождению и положению графиня Ростопчина принадлежала к высшей московской аристократии.

На детских балах она познакомилась и подружилась с М. Ю. Лермонтовым, который позднее посвятил ей несколько стихотворений.

Переселившись с мужем в Петербург, графиня принимает в своем доме весь цвет столицы. А когда после заграничного путешествия семейство осело в Москве, Ростопчина организовала салон, частыми гостями которого были Гоголь, Погодин, Тютчев, молодые А.Н. Островский, Л.Н. Толстой и другие. Устраивались и музыкальные вечера с участием Ференца Листа, Полины Виардо.

Дом был превращен в настоящий дворец, где картинная галерея и библиотека занимали верхний этаж. Здесь в 1850 году выставлял свои работы и имел большой успех П.А. Федотов. Графиня ему благоволила и покровительствовала. В этом же доме в феврале-мае 1850 года Федотов написал ее портрет.

Умерла Евдокия Петровна рано, в 46 лет, похоронена в Москве.

Колокольчик, похоже, стеклянный с бронзовой ручкой и бронзовым же язычком.


Колокольчик на картинах обычно изображается рядом с фигурой человека, и внимание большинства приковано именно к человеку. Сам же колокольчик часто бывает сложно рассмотреть, даже стоя перед полотном. Так у меня вышло с обеими картинами Федотова на выставке. Ну, никак четко увидеть колокольчики не удавалось, хотя и картины-то не больших размеров. Думаю, на компьютере разгляжу. Куда! На портрете Марии Павловны Дружининой левая сторона, где колокольчик, вообще отрезана, и его нету! И такое безобразие на очень многих сайтах, что привело меня в ярость. Без колокольчика почти весь смысл теряется! Мария Павловна была барыня! Как же ей было без колокольчика слуг  вызывать? И недаром он на столе стоял, и Федотов его не проигнорировал, написал.


«Портрет М.П. Дружининой», холст, масло, 30х26, ок. 1848 г. Взято с http://artpoisk.info

Когда художник первоклассный, когда удается выяснить, кто изображен на картине, то много шансов, что всё вместе выльется в интересную историю.

Чтобы узнать побольше о Марии Павловне, я прочитала книгу воспоминаний Александры Николаевны Энден, ее правнучки. Вот что она пишет: «Мать дедушки, Марья Павловна Дружинина была женщина образованная, культурная, чрезвычайно хлебосольная. Брат дедушки, Александр Васильевич Дружинин, был известным в то время писателем, в их доме собирались… Тургенев, Лев Толстой, Некрасов, Григорович, Гончаров… и другие. Мария Павловна всех радушно принимала и была всеми уважаема и любима, о чем свидетельствуют многочисленные упоминания о ней в письмах…»

Как художник Федотов, живший материально очень тяжело, оказался знаком с М.П. Дружининой? Ее сын, Александр, служил в Финляндском полку, где познакомился с Федотовым, которого поддерживал. Из воспоминаний А. Н. Энден: «Федотов был близок к семье Дружининых, его кисти есть прекрасный портрет прабабушки Марии Павловны Дружининой, матери моего деда».

В Русском музее хранятся портреты другого сына Марии Павловны, Григория Васильевича Дружинина и его жены, оба тоже кисти Федотова.

Прабабушку А.Н. Энден не застала, а бабушку помнила с раннего детства. Вот как она описывает дом бабушки, а именно будуар: «Будуар же был очень уютный: мебель обита серым тисненым штофом, картин не было, на стенах висели фотографии… и портрет Марии Павловны Дружининой небольшого размера, кисти Федотова, в настоящее время он находится в Русском музее».

Наверное, как раз оттуда он попал в Русский музей, после революции, скорее всего. А сейчас из Русского музея привезен в Третьяковку на выставку, и вот я стою перед ним и смотрю на Марию Павловну…  Какое умное, интеллигентное, полное достоинства лицо. А колокольчик, похоже, бронзовый, с деревянной ручкой. Картина сохранилась,  колокольчик же затерялся. Наверное. А, может быть, тоже в какой-нибудь музей попал.


Источник:
Отрывки из воспоминаний А. Н. Энден взяты с http://monarch-nnov.narod.ru
                 
Tags: колокола и колокольчики в живописи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments