Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

КАК Я ДЕЛАЛА «ИСТОРИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ», ИЛИ ОТ СТАРИННОЙ ПЕПЕЛЬНИЦЫ ДО СОВРЕМЕННЫХ КОЛОКОЛЬЧИКОВ

История, которую я собираюсь рассказать, – доказательство того, насколько всё в жизни может быть переплетено. Смешаны биографии, отстоящие одна от другой на десятилетия и даже века, пересекаются в одной точке судьбы совершенно посторонних, никогда не знавших и не видевших друг друга людей, всё волей случая – находкой старинной вещи – соединяется, переплетается, и в итоге что? В итоге вся история выруливает на колокольчики.

На фотографии из нашего семейного архива – дом.



Я в нем родилась. Т.е. я родилась, как и положено, в роддоме, а здесь провела первые 7 лет жизни. Понятно, что в силу возраста я тогда не могла интересоваться у родителей, кто были те люди, что жили в доме до нас.

В 1977 году в космос полетел Юрий Романенко. Тогда полеты стали достаточно уже привычным, но, тем не менее, всё еще приковывавшим внимание событием. Но как же удивилась вся наша семья, когда из радио и телевизора зазвучало название того самого поселка, где я родилась и где мы жили, потому что там же родился и космонавт. Совсем уже невероятно, но факт: он родился в нашем же доме!



Только случилось это в 1944 году. А на момент полета Романенко мы уже 10 лет, как в поселке не жили.

Узнавать что-то о предыдущих владельцах дома у моих родителей тогда, в 60-е годы, не было ни возможности, ни нужды. Хотя повод появился.

Как-то по весне мама решила посадить в саду цветы. Вскапывая землю, точно как в приключенческой книге или фильме, лопатой наткнулась на что-то твердое. Клад не клад, но находка точно. Пепельница!


Случись это со мной, я бы вскопала не только весь сад, но и огород в придачу, любопытство бы заело, может, еще что было в земле спрятано. Но я тогда была ребенком, а родители кладоискательством не прониклись.

Пепельницу я помнила всегда, она, слава богу, за годы переездов, ремонтов и других жизненных коллизий не пропала, не потерялась и даже не разбилась, а сейчас мирно хранится у сестры.

Месяц назад, разглядывая всякое разное и фарфор в том числе на блошином рынке в Музее Москвы, я подумала, а чья же наша пепельница – одна из очень немногих семейных реликвий и стопроцентно антикварная вещь, – где сделана?


Что я узнала? Во-первых, пепельница сделана на фарфоровом заводе братьев Корниловых. Именно такое клеймо ставилось на изделиях в период с 1881 по 1884 гг.


Клейма корниловского фарфора

Во-вторых, о самом заводе. Основан он был в Петербурге в 1835 году Марией Васильевной Корниловой. Она сама и пятеро ее сыновей управляли предприятием.

«Краски для росписи фарфора изготавливались на заводе и частично поставлялись из Франции». «Лучшие художники своего времени выполняли эскизы для украшения корниловского фарфора». «Фарфоровый завод братьев Корниловых был одним из лучших по техническому оснащению», там использовали все новинки того времени.

Поэтому в последней трети XIX века по качеству производимой продукции «завод Корниловых оказался впереди многих частных фарфоровых заводов России, а также впереди Императорского фарфорового завода».

Хотя, как и для других частных заводов России, для предприятия Корниловых главным художественным мерилом оставался всё же ИФЗ. «Но если большинство фабрик лишь подражало дворцовым вкусам, то Корниловы стремились достичь совершенства, что им во многом и удавалось».


«Кавалер, пишущий письмо». 1843-1861

Фирменный же стиль Корниловых определялся русскими традициями, национальной темой.


Фигура «Мужик с сапогами». 1843-1865 Фигура «Молочница». Первая половина 1840-х Торговка пивом. 1840-1850

«Как показывают счета и отчеты магазинов завода, целые организации заказывали продукцию у Корниловых, покупая её оптом и в розницу. Рестораны, трактиры, кондитерские и гостиницы оформляли заказы сразу на большие партии».

 «С 1870-х гг. фарфор братьев  Корниловых  по совершенству формовки и обжига, безупречной белизне фарфора, прозрачности и блеску глазури стал превосходить и многие европейские частные заводы». А с 1886 года продукция начала экспортироваться за границу. «В Париже Корниловы имели магазин и склады. В Америке и Канаде реализацией фарфора занималась известная фирма “Тиффани”».

Невозможно оторваться от списка корниловской продукции, выпускавшейся с 1885-го по 1912 год. Он читается как поэма. Я привожу небольшую часть:

«Сервизы. Подносы Тарелки: плоские, глубокие, десертные, пирожковые, с утолщенным краем, на высокой ножке. Блюда: круглые, овальные, рыбные, для сига, для торта, для поднесения. Селедочницы. Чаши: суповые, с поддонами. Салатник: овальные, круглые, четырехугольные. Соусники: с крышками и без. Соустерины. Лотки: для икры, для закуски. Миски: болтницы. Кувшины: молочные. Ковш: для кипяч. молока. Доски: сырные. Сырницы: из трех штук. Маслянки: к яичным приборам. Яичники: на поддоне. Судки: для яиц. Блинницы: с водой. Хреновницы. Глинтвейники. Ложки: столовые, чайные и десертные, к хреновницам, к соустерам, для соли. Перечницы».


Прибор для завтрака с лотками и крышками в виде раковин. 1861-1870

И еще две очень интересные подробности я узнала. Именно на изделия корниловского завода впервые стали ставить клеймо «Made in Russia». И, наконец, здесь также впервые в России стали применять деколь.

Нашла я информацию и про пепельницу, которая меня, собственно, и сподвигла на поиски. С 1880-х гг. на заводе выпускали сувенирную продукцию. Она была относительно недорога за счет несложной техники исполнения. А именно: производились декоративные блюда, тарелки, кружки, пепельницы и т.п. Возвращаясь к нашей, всё думаю, зачем ее закопали, если она не ценная? Дети часто так играют, но дети прячут стеклышки и подобное, а не пепельницу взрослых.

В августе 1917 года завод закрыли. В советское время на нем выпускали электротехнический фарфор. В 2003 году завод был ликвидирован.

Привлекло мое внимание и то, что «сегодня Корниловский фарфор представляет большую коллекционную редкость, относится к разряду элитного. Стоимость отдельных экземпляров на международных аукционах доходит до нескольких тысяч долларов». В 2003 году в «Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге проходила выставка «Фарфор братьев Корниловых», на которой впервые были представлены уникальные коллекции Корниловского фарфора из Государственного Эрмитажа и Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Просматривая перечень сувенирной продукции завода, я, естественно, сразу же подумала о колокольчиках. Ну, почему бы им не быть? Увы, но такое ощущение, что, видимо, их всё-таки не было. Проверить документально невозможно, ибо каталоги своих изделий Корниловы не выпускали.

Примириться с фактом отсутствия колокольчиков всё же трудно, поэтому продолжаю копать. Поиски приводят меня на сайт, из которого я узнаю о мастерской петербургских керамистов: Льве Степановиче и Татьяне Львовне Солодковых.

Лев Степанович – «заслуженный художник и член союза художников России, действительный член Петровской Академии наук и искусств, лауреат многих российских и международных конкурсов». «Его керамика находится в отечественных и зарубежных музеях. Среди его главных работ: столовый сервиз из 172 предметов для Патриарха Алексия II, фарфоровый иконостас в Царском селе...».

Татьяна Львовна, дочь Льва Степановича, – «член Союза Художников России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, Академии русской словесности и изящных искусств имени Г. Р. Державина...  Ее работы находятся в Русском музее, в Елагиноостровском дворце-музее керамики и стекла, в частных коллекциях в России и за рубежом».

Художники работают в технике ручной лепки из фарфора, подглазурной росписи в сочетании со стеклом, но Лев Степанович применяет какие-то новые технологии, не раскрывая их секрета.

Какое отношение имеют Солодковы к братьям Корниловым? Их мастерская находится на территории бывшего завода братьев Корниловых! А одна из статей о художниках так и называется «Творческая мастерская Солодковых и преемственность Корниловского фарфорового завода». «За годы своего существования Мастерская Солодковых доказала, что является одной из лучших в Санкт-Петербурге».

Среди изделий мастерской есть и сувенирная продукция. «Это подарочные пивные кружки, декоративные тарелочки, колокольчики, шкатулки, яйца, вазы, блюда и многое другое».

Ну, наконец-то, есть и колокольчики:








Подробную статью о Солодковых можно прочитать здесь.

Вот такая история, начавшаяся с пепельницы братьев Корниловых и приведшая к колокольчикам керамистов Солодковых.

Источник:
Фото образцов корниловского фарфора взяты с http://www.apodarok.ru/info/sel/?233
Фото колокольчиков взяты с сайта http://www.solodkovy.ru
Tags: Как-рассказики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments