Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА. МОЛОЧНЫЙ ОБЖИГ

Город Скопин (Рязанская обл.) известен своим гончарным художественным промыслом. А развился он потому, что в окрестностях города в больших количествах залегала глина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. Из глины делались печные трубы, кирпич, черепица.
Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640.

Во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, – производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников. Скопинский промысел всегда отличался буйством фантазии и оригинальностью. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Особенно любимы в скопинской керамике драконы, львы, медведи, птица скопа, сказочные сирены. Орнамент, растительный или геометрический, наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.

Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Керамику возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину.

Изделиями скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России: Исторический в Москве, Русский и Этнографии в Петербурге. Там собраны прекрасные коллекции скопинских работ конца 19-начала 20 веков.

В 1900 году скопинские изделия были представлены на выставке в Париже.

В начале 20 века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Позднее на базе артели «Керамик» была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Среди мастеров есть заслуженные художники, заслуженные работники культуры. 10 человек являются членами Союза художников России.

Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему, самые интересные, по-настоящему уникальные произведения – квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов – делаются авторами вручную на гончарной основе. Для массового производства керамика (кувшины, подсвечники, вазы, чайники, кружки, масленки, салфетницы, пепельницы, карандашницы) выпускается способом литья и формовки жидкой глины в гипсовые формы с последующей ручной доработкой. На фабрике есть музей истории скопинской керамики.

Образцы скопинской керамики из музея при фабрике

На одном из моих колокольчиков изображена птица скопа. Одна из версий происхождения названия города связывает его с именем птицы.


А в одно из посещений выставки «Ладья» я не стала отказывать себе в удовольствии приобрести колокольчик-чайничек из Скопина. Он мне понравился тем, что выглядит, «как живой», т.е. как настоящий, потому что сделан в натуральную величину.

1

Во-вторых, авторская работа,

2

а в-третьих, хотя и скопинского промысла, поклонником которого я не являюсь, но немножко другой.

А другой он тем, что обработан способом молочение. Стала читать, в результате узнала много интересного и про сам молочный обжиг, и о мастере, изготовившем мой колокольчик.

Процесс молочения заключается в том, что готовые изделия, прошедшие первоначальный обжиг, окунаются на некоторое время в жирное молоко (желательно деревенское, из-под коровы). Молоко равномерно пропитывает глину и вытесняет имеющийся в порах воздух. Потом изделия просушиваются и ставятся в печь, где еще раз обжигаются  при температуре 270-350 градусов.

В результате посуда перестает пропускать воду и приобретает красивый коричневый оттенок, который может варьироваться от светло-бежевого до темно-шоколадного.

Интересно было почитать, как сами мастера рассказывают об этом виде обжига. Они пишут, что «при t 150-200 градусов, когда молоко на глиняном черепке начинает спекаться, появляется очень аппетитный запах свежеиспеченных булочек. А когда t достигает 300-400, ароматы меняются на типичный запах горелого молока или каши».  Еще они дают любопытный совет другим керамистам, занимающимся молочением, добавить в молоко немного сахара. Он забьет поры, но заодно придаст керамике красноватые оттенки.

На моем колокольчике написано, что его автор – Ирина Леонова. Всегда приятно, когда колокольчик не безымянный, а вдвойне, когда его автор – настоящий, заслуженный мастер.

При Ирину Леонову с ЗАО «Скопинская художественная керамика» я прочитала, что на Всероссийском конкурсе «Молодые дарования – 2014», ежегодно проводимом ассоциацией «Народные художественные промыслы России», она получила второй приз в своей номинации.

3
Фото взято с http://skopinkeramika.ru/

Работы Ирины, и колокольчик-чайничек в том числе, можно посмотреть здесь.

Поскольку молочение – полностью натуральный способ обработки керамики, без какой-либо химии, «пить из такой посуды невероятно приятно. Она мягкая, шелковистая на ощупь, а чай, заваренный в ней, получается очень вкусный».

А не купить ли настоящий заварочный чайничек, обработанный молочением, чтобы убедиться, так ли всё на самом деле?
Tags: народные промыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments