Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

ЗАГАДКА «МЕЛАНХОЛИИ» АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА

У Альбрехта Дюрера (1471-1528 гг.), немецкого живописца, крупнейшего художника немецкого Возрождения есть резцовая гравюра на меди, 23,9 х 18,8 см, написанная в 1514 году. Сейчас она хранится в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне, Германия.

1
Фото гравюры взято с сайта http://www.wilfredtimo.com/

Об этой гравюре написан не один том в попытках объяснить ее смысл. В интернете – то же самое: сотни, а может, и тысячи сайтов. И это только на русском языке. На других языках, думаю, их не меньше.

Гравюра завораживает. Завораживает осознаванием очевидного факта, что всё в ней – каждый предмет по отдельности и все они вместе – имеет какой-то смысл, несет какую-то идею. Но сколько бы ты ни рассматривал изображение, ни смысл, ни идея не проступают. Кстати, «ни в одном письме [Дюрера], ни в одной дневниковой записи, ни в одном воспоминании современников не сохранилось намека на то, как сам художник объяснял замысел этой гравюры».

В инете большинство пытающихся сказать что-то внятное ограничиваются, как правило, только описанием и лишь изредка дают какое-то подобие интерпретации.

Я с чего, помимо вышеперечисленных причин, «Меланхолией» заинтересовалась? На ней с правой стороны на стене начертан магический квадрат, висят песочные часы, весы и колокол.

2

Очень даже вероятно, что я ошибаюсь, может быть, кто-то еще где-то и написал, зачем он там, к чему и что символизирует, но мне встретились только два объяснения. Одно такое: «Песочные часы и колокол всегда означали у Дюрера: “Помни о смерти”». Цитата с http://www.rodon.org/

Зато второе –  это рассказ блистательной Паолы Волковой. Она не только расставила всё по полочкам (хотя, конечно, это ее собственное видение, ее версия), но сделала это так убедительно, так блестяще, так кра-си-во, что принимаешь всё.

Самым же главным для нас, колокольных, мне показалось то, что Паола не только отвечает на вопрос, зачем там колокол, но весь смысл гравюры из него и выводит.
Она так говорит: «Гравюра – это тема Судьбы, это тема набата, это тема «По ком звонит колокол», это тема «Когда будет твой удар колокола», и что это не в твоих руках. Все эти знания, которые непосильны человеку, в человеке рождают меланхолию, ибо человек платит за всё очень высокой ценой».

Но Паолу Волкову надо не читать, а смотреть. Поэтому кто хочет получить изысканное интеллектуально-художественное удовольствие, жмите сюда.



 
Tags: колокола и колокольчики в живописи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments