Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Среди огромного разнообразия промыслов могут нравиться многие, но по-настоящему прикипаешь к одному, паре. Даже и не могу точно сказать, как это всё случилось: где и когда именно я впервые увидела изделия с городецкой росписью. И, как со всяким сильным чувством, подыскать ему причины и расставить их по пунктам сложно. Это, как о человеке: за что ты его любишь? Ну, вот люблю. Видимо, получается некое созвучие, гармония в душе, что-то совсем особое проникает в сердце.  
Свой самый первый колокольчик с городецкой росписью я уже показывала. В этом посте он в середине на последней фотографии. Его особенность в том, что он не деревянный, а глиняный. В Городце не делали и, тем более, не расписывали колокольчики. Сколько известно и других промыслов в России, которые имели дело с какими угодно предметами, фигурками, но только не с колокольчиками. Уж не знаю, по какой такой причине кому-то в Городце захотелось его сделать, а мастеру Н.И. Калминой расписать.

Для непосвященного то, что изображено на предметах, включая колокольчики, с городецкой росписью – просто полосочки, листочки, кругляшки и т.д. Понятно, что они образуют какие-то орнаменты, понятно, что существует определенная палитра красок.

Когда же начинаешь разбираться, пусть так, как я, по книжкам, одновременно глядя на свои колокольчики, то понимаешь, что всё не просто так. Всё определенным образом организованно, результат каждого движения кистью – тот или иной элемент росписи, и он имеет свое название. Соединяясь, они образуют изображения растений, живых существ, знаки солнца и т.д.

Вот, например, «капелька», «листок», «дуга», «купавка», которую еще называют «розан» и «яблоко».

1

2
Фото взято с http://900igr.net/

Это колокольчик «Городецкий конь».

3
Автор Марина Грибанова, г. Городец

Конь считается «воплощением красоты городецкой росписи и безошибочной точности руки мастера. Какого бы конька ни писал городчанин, в основе всегда лежала виртуозная работа кистью без предварительного рисунка. Никогда не признают художником того, кто пытается изобразить коня с помощью трафарета». «Чем больше любит художник своего конька, тем изысканней и нарядней украшает он его сбрую».
Раньше изображали только вороных, теперь это могут быть и белые, каурые и других мастей кони.

«Древо жизни» – традиционный сюжет росписи, олицетворяющий природу. Часто по обеим сторонам «древа» изображаются кони или птицы. А у меня оно на другой стороне колокольчика. кони.

4

Кто видел предметы с городецкой росписью в музеях, в самом городе или на «Ладье», тот, конечно, тут же вспомнит их огромное разнообразие. Чего только нет! Раньше это были донца прялок, «лубочные короба для складывания веретён, колотушки для полоскания белья, стульчики, каталки», детские игрушки. Сейчас фабрика «Городецкая роспись» выпускает «хлебницы, пирожные и разделочные доски, кухонные многопредметные наборы, наборы для чая и специй, поставки, шкатулки, солонки, ларцы, декоративные настенные панно, детскую мебель: столы, стулья, скамейки, кровати, шкафы, вешалки» и т.д.

А когда я увидела фигурки кавалеров, просто барышень и барышень в колоколообразных юбках с зонтиками, то непроизвольным движением перевернула их: не колокольчики ли.

5
Такое разочарование, нет, не колокольчики, хотя всего дел-то, казалось, чтобы была полость и язычок в ней.

Познакомилась на «Ладье» с мастером Валерием Табуновым, разговорились. «Валера, – говорю, – ну, как же так? Среди всей вашей красоты нет ни одного колокольчика. Ведь фигурки так и напрашиваются, чтобы ими стать». «Сделаем», – сказал Валера. И слово свое сдержал. На фотографии у него не колокольчики, а фигурки.

6

Ждать обещанного пришлось год, почти день  в день. Зато вот она, награда за терпение: два колокольчика-красавца. Или красавицы. Как угодно.

7

8

Валерий выточил фигурки, а расписала их художник Жарёнова Ольга Сергеевна. С 1990 года она работает на фабрике «Городецкая роспись», а в экспериментально-художественной лаборатории при ней с 1997. Участница Всероссийских, региональных и областных конкурсов. Победитель конкурса «Молодые дарования» 2009 года. Разумеется, меня распирает от радости и гордости.

Городецкая роспись – искусство радостное, светлое. Поэтому все ее персонажи красивые, нарядные, веселые. «Разные мастера пишут человеческие фигурки, придерживаясь разных канонов: у одних художников люди более приземистые, у других более стройные и высокие». О фигурах моих барынек я бы сказала так – ладные.

Процесс росписи женских фигурок подробно изложен в книгах. Поэтому я процитирую только необходимое, опять же сверяясь, так ли это всё выглядит на колокольчиках.

«Будущее лицо барыньки по традиции пишут белилами, гораздо реже применяется тон «карнация» – телесный». Прическу, в моем случае спереди она видна чуть-чуть и хорошо сзади, делают «черным или темно-коричневым цветом».

9

«По традиции лицо пишется очень схематично: тонкие высокие брови, круглые глаза, намеченный одним или двумя штрихами нос, маленький рот, «губки бантиком». Иногда щеки чуть оживляются розовым цветом – румянами. У каждого художника есть свои приемы написания лиц, но, в целом, городецкий стиль росписи не предполагает психологической выразительности, здесь гораздо важнее убедительность фигуры, ее постановка. Жест, поворот головы, пропорции, цвет одежды».

«Дальше городецкий мастер приписывает к головке шейку, заранее зная, какое платье и с каким декольте наденет он на свою барыньку… Поэтому шейку и вырез платье также покрывают белилами». На платьях моих барынек выреза нет, т.к. кружева почти под горлышко.

«Завершая написание верхней части женской фигурки, мастер пишет тонкую талию». Точно так. А у меня она еще и темнее цветом пущена, чтобы эту тонкость подчеркнуть.

10

«Неотъемлемой частью костюма городецкой щеголихи всегда была пышная узорная юбка, напоминающая по очертаниям колокольчик». Точно.

11

«Важной стадией работы над женской фигуркой является оттеневка, а также белильная разживка ее платья. В Городце придумано несчетное количество фасонов платьев, их отделок. Для украшения платьев используют различные приемы: линии, тычки, штриховки». Так, что я вижу у моих барынек на платьях? Вот «листок», вот он соединяется со «штрихом», оборка платья выполнена «дугой».

12

От зонтика глаз не оторвать! Мастерская работы и Валерия, и Ольги. Роспись зонтика повторяет роспись шляпки, а самый край его отделан «капельками».

13

В книге Н. Величко «Роспись. Техники. Приемы. Изделия» после каждого раздела о каждом виде росписи идет практическое задание с подробным объяснением, как расписать  какой-либо предмет. А в конце (вот было мое удивление, ибо книга вышла в свет в далеком уже 1999 году) предлагается расписать деревянный колокольчик и по пунктам рассказывается, что и как делать. И приводится много фотографий. У кого-то они, эти колокольчики, ведь, наверное, есть?

В городецкой росписи есть что-то и от сказки, и одновременно она очень реалистична. В ней всё богатство красок русского лета с его луговым разнотравьем, яркое солнце, будто заливающее своим светом пышные гирлянды цветов, причудливые птицы, веселые, разодетые барышни и кавалеры.

14

На последней «Ладье» я сделала фотографии некоторых изделий с городецкой росписью. Фотоальбом здесь.

Источник:
Н. Величко «Роспись. Техники. Приемы. Изделия», изд-во «АСТ-пресс», Москва, 1999 Л. Супрун «Городецкая роспись», изд-во «Культура и традиции», Москва, 2006
Tags: народные промыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments