
Он давно вызывал мое любопытство, потому что сходу понять, кто это существо, невозможно. Он? Она? В костюме? Что-то такое маленькое, непропорциональное, в огромной шляпе, с кувшином и кружкой в обеих руках.
Выяснилась, как всегда, целая история.
Колокольчик изображает Марту Ганн (Martha Gunn 1726-1815). Марта – фигура историческая, даже знаменитая и даже упомянутая в старинном английском стишке. В прозаическом переводе он звучит так:
В Брайтон он приехал,
Сын Георга III,
Чтобы знаменитая Марта Ганн
Искупала его в море.
Первое пояснение короткое: Георг III – это английский король. Второе – подлиннее, но оно как раз разъясняет суть дела.
Морские купания как развлечение стали популярны в Англии после 1730-х годов. Д-р Ричард Рассел (Richard Russell 1687-1759) полагал, что купания в море могут практиковаться и как лечебное средство и стал их пропагандировать. Он написал книгу, где рекомендовал пить морскую воду, купаться в море и делать всё это в приморском курортном городе Брайтоне. Туда ехало всё больше и больше людей, среди них знатные семьи и члены королевской фамилии.
В XVIII веке купание в море вместе мужчин и женщин не приветствовалось и не поощрялось. Чтобы соблюсти надлежащую скромность, придумали купальни. Они представляли собой маленькую деревянную избушку на колесах.

Фото взято с http://www.findagrave.com/
Тот, кто хотел купаться в море, забирался в этот домик и мог там, не опасаясь подглядывания, переодеться в купальный костюм. Потом этот домик «ехал» на своих колесах в море, т.е. попросту говоря, его затаскивали туда специальные физически крепкие люди. Иногда использовались лошади, поскольку надо было «избушку» затащить в море, а потом вытянуть обратно на берег.
Женщины особенно чувствовали себя таким образом защищенными от взглядов окружающих. А потом, в море, человек покидал этот «домик», хранитель его моральных устоев, и плавал на здоровье.
Владельцы «домиков» нанимали на работу рыбаков и их семьи, чтобы те помогали купающимся. Мощные, мускулистые рыбаки и лодочники – мужчинам-купальщикам, а их жены, сестры и дочери, если они были здоровые и крепкие, помогали «окунаться» женщинам и детям. Женщины-помощницы назывались при этом dippers (от английского слова dip, означающего «окунаться, нырять» и dipper – черпак, ковш). Тогда становится ясным наличие в руках Марты кувшина и ковша.
Марта тоже происходила из семьи рыбаков, начала работать в качестве dipper в 20 лет, а закончила далеко за 80. Она помогала в купаниях принцу Уэльскому, когда тот приезжал в Брайтон, пользовалась особыми привилегиями, например, могла заходить на кухню дворца, специально построенного для принца. Это было в 1787-1808 годах.
Одна из газет того времени называла Марту «многоуважаемой жрицей купания». Марта была так знаменита, что ее изображали на гравюрах, ходивших по всей Британии. В начале XIX века стали выпускаться керамические пивные кружки (toby jugs, кувшины «Тоби») в форме толстячка в треуголке. Вместо мужчины-толстяка изображали иногда Марту.

Фото взято с https://www.1stdibs.com/
Сейчас эти кувшины (кружки) – антикварная редкость. Посмотреть их можно, например, здесь.
В Брайтоне до сих пор стоит дом № 36 по Ист-стрит, где жила Марта, есть паб под названием Martha Gunn и есть автобус ее имени. Похоронена она рядом со своим мужем на кладбище у церкви св. Николая, тоже в Брайтоне.

Этот материал я опубликовала несколько лет назад. Но одно обстоятельство заставило вернуться к нему. Недавно я побывала в Историческом музее на выставке «Английский завтрак в России. Конец XVIII - нач. XIX веков» и вот что там увидела.

Оказывается, кувшины «Тоби» выпускались не только в Англии, а и в Петербурге, Петербургской губернии, в Черниговской губернии и совсем рядом с Москвой, в Вербилках.

Следующее фото уже совсем не относится к Марте Ганн, но продолжает тему кувшинов «Тоби». Вот, например, замечательный «Наполеон Бонапарт», сделан в Англии, 1810-1830-е гг.

Так что теперь, глядя на свой колокольчик, знаю, кто такая Марта Ганн и что это за кувшины «Тоби».