В сельской церкви на погосте зазвонил сторож. Звон был медленный, заунывный, за душу тянущий...

Фото взято с http://citywalls.ru
По затылку и по спине Ваксина пробежали холодные мурашки. Ему показалось, что над его головой кто-то тяжело дышит, точно дядя вышел из рамы и склонился над племянником... Ваксину стало невыносимо жутко. Он стиснул от страха зубы и притаил дыхание. Наконец, когда в открытое окно влетел майский жук и загудел над его постелью, он не вынес и отчаянно дернул за сонетку».
И еще один пример из книжки детства. Написал ее Владимир Беляев, «Старая крепость» называется. Произведение – далеко не шедевр, но захотелось перечитать. Действие первых двух частей происходит в 20-е годы в городе Каменец-Подольский, что в Западной Украине.

Старинная крепость в Каменец-Подольском, давшая название книге. Фото взято с http://hotinfest.com.ua
Описаний и упоминаний колокольчиков в книге – настольных, вызывных, электрических звонков, а также церковных колоколов и колоколен – хватает. Ничего особенного во всем этом не было до тех пор, пока я не дошла до чтения одного эпизода. Герой узнает, что до революции в здании совпартшколы был женский францисканский монастырь, который потом был закрыт и вместо него устроено женское епархиальное училище. Выгнанные из своего монастыря францисканки не могли простить русским нанесенную обиду. Возникла легенда о якобы появляющейся в коридорах училища белой монахине, которая до смерти пугала молодых поповен.
Местный исправник приказал на ночь выслать в училище наряды полиции. Монахиня исчезла, но в училище время от времени стал разноситься колокольный звон. Герой описывает это так: «Только я переступил порог…, шагнул в полутемный вестибюль. Сразу почудилось, что колокол звонит в какой-то из комнат первого этажа – не то в столовой, не то в библиотеке… Поднялись выше, на площадку второго этажа, колокол звенел все так же, и казалось теперь – на втором этаже. Вот наконец и третий этаж… Открываем двери.., колокольный звон не утих. Он слышался здесь, как внизу, слегка приглушенный, но ясно различимый, одинаковой силы, точно кто-то, пока мы поднимались вверх, переносил вслед за нами колокол… Мы шли на цыпочках, очень тихо, поскрипывая досками, стараясь не спугнуть звонаря и отыскать точное место, откуда идет к нам этот дребезжащий тоскливый звук. Но странное дело – это было самым трудным. Прошли половину коридора, колокол звонил около нас, рядом, но где именно – определить было невозможно».
Через некоторое время тайна происхождения звона и его назначения, скажем так, выяснилась. Виноватой оказалась никакая не мифическая монахиня, а садовник совпартшколы. Описывается это так: «В глубине дымохода чернело привязанное к уходящей куда-то высоко вверх проволоке заржавленное железное кольцо. Когда потянули его сильно на себя, откуда-то сверху послышался заунывный колокольный звон. Проволока из нижнего этажа тянулась на самый верх и там была прикреплена к замурованному в нише небольшому медному колоколу. Покрытый пылью и сажей, этот колокол висел здесь, в здании, много-много лет, видно, еще до того времени, как бродила по коридорам, пугая епархиалок, белая монахиня. Возможно, колокол этот давным-давно замуровали в стену католические каноники-агенты Ватикана, для того чтобы пугать суеверных монахов, чтобы изредка выдавать этот таинственный колокольный звон за чудо, за знамение божие». Когда на допросе садовника, подозревавшегося, кстати, в работе на польскую разведку, спросили, зачем он звонил в колокол, тот, насупившись, ответил, что «попугать хотел…коммунистов».
Вот такая вот любопытная функция у колокола оказалась: пугать одних, зная их суеверность, и устрашать других из-за классовой и социальной непримиримости.
Цитаты по книге: В.Беляев «Старая крепость». Изд-во «Юнацтва», Минск, 1986
Цитаты из рассказа А.П. Чехова «Нервы» взяты с http://chehov-anton.ru/