Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

КОЛОКОЛЬЧИКИ НА КАРТИНАХ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

В недавнее посещение Третьяковки я увидела три картины. Две прекрасно знаю, на вторую не обращала внимания. А теперь, присмотревшись, заметила на всех изображение колокольчика.


1
Фото взято с http://www.maslovka.org

Картина называется «Обратный». Написана Абрамом Ефимовичем Архиповым (1862-1930). Художник из крестьянской семьи. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были В. Г. Перов, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов и В. Е. Маковский. Архипов посещал и петербургскую Академию художеств. Там один из его этюдов и «рисунки были признаны образцовыми и переданы на постоянное хранение в Академический музей». С 1898 года Архипов стал преподавать  в Училище в звании академика. И уже его учениками были многие художники, ставшие впоследствии знаменитыми.
Картина (1896) мне показалась грустной, поэтичной. Видимо, что тогда, что сейчас, созерцание российских пейзажей вызывает смешанные чувства: просторы бесконечные вокруг, красота, почти всегда неброская, а щемит и щемит внутри почему-то.

Другое полотно, я думаю, более известно. Это «Завтрак аристократа» Павла Андреевича Федотова (1815-1852). Написано оно было в 1850 году.

2
Фото взято с http://www.artvek.ru

Ее сюжет прост. Молодой человек из светского общества прокутил, растратил все свои сбережения. Но из-за тщеславия, боязни, что его перестанут принимать в свете, он продолжает окружать себя роскошными вещами. Завтрак же его – это черный хлеб, который он старается прикрыть книгой, чтобы входящий не заметил такую улику.

Что же касается предметов, оставшихся со времен беззаботной жизни, то вот они: «и статуэтка, и бокал с очиненными перьями, и ножнички, и бинокль в футляре, и еще один бокал, темного стекла, и лампочка в синем кружевном абажурчике, и медный звоночек на затейливой подставке, и опустошенный вывернутый кошелечек, и многое еще…»

Еще одно полотно из Третьяковки, на котором есть колокольчик. Это «Н.А. Некрасов в период “Последних песен”» Ивана Крамского. Тема картины печальна: поэт был смертельно болен и понимал, что умирает.

1
Фото взято с http://www.tanais.info/

Крамской пометил дату окончания портрета – 3 марта 1877 года. И в тот же день Некрасов продиктовал сестре стихотворение «Баюшки-баю»:
«Борюсь с мучительным недугом,
Борюсь до скрежета зубов...
О, муза! Ты была мне другом,
Приди на мой последний зов!
Могучей силой вдохновенья
Страданья тела победи,
Любви, негодованья, мщенья
Зажги огонь в моей груди!»

Зрители, впервые увидевшие картину, поразились, как Крамской смог показать духовную победу над физическими страданиями, над болезнью и немощью.

«Все случайное, даже вполне соответствующее реальной обстановке кабинета, где лежал умирающий поэт, – шкафчик с охотничьим оружием, халат, прикрывавший ноги больного, – предметы, которые поначалу художник собирался ввести в композицию для «живописности» и чтобы усилить достоверность обстановки, исчезли, уступив место строго отобранным деталям, повествующим о занятии и внутреннем состоянии поэта: карандаш и бумага в худых, тонких руках, портреты Добролюбова и Мицкевича на стене, книги и бумаги, пузырьки с лекарствами и колокольчик на столике под рукой».

После смерти Некрасова Крамской никак не мог расстаться с картиной и отдал ее Третьякову только через год.

Источник:
Tags: колокола и колокольчики в живописи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments