Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

ВЫСТАВКИ ФАРФОРА В ЦАРИЦЫНО. ЧАСТЬ II

    ВЫСТАВКА «ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД. ДИАЛОГ ЭПОХ»

Это вторая выставка фарфора, что проходит в Большом дворце в Царицыно. На ней представлены более 1000 предметов, и они выставлены в 10 залах. Выставка приурочена к 270-летию Императорского фарфорового завода и 250-летию Государственного Эрмитажа.  Я уже писала о создателе российского фарфора Д.Виноградове. И в том материале показывала фотографию только его памятной доски, что установлена на ИФЗ. А на выставке демонстрируется скульптура «Дмитрий Виноградов», 1969, Г. Садиков, фарфор, глазурь.

1

Что сразу замечаешь на выставке? То, что устроители отошли от показа по хронологическому принципу, поэтому изделия 18 века соседствуют с современными. Как написано в пояснении к выставке, при этом изделия из Эрмитажа выступают как художественный камертон, образец стиля, вкуса и мастерства. В проекте участвуют 25 художников, ныне работающих на ИФЗ. Было очень приятно видеть среди них авторов, чьи колокольчики есть у меня в коллекции. Например, работы Т. Афанасьевой.

В самом начале выставки представлен очень познавательный экспонат, а для коллекционеров – сама необходимость. Это марки старинного фарфора, начиная с Елизаветы Петровны и до наших дней.

2
3

Далее замечаешь, что вся экспозиция построена по темам. Их девять.

Вот зал «Парадные сервизы». Как и в прошлом, так и сейчас авторы должны учитывать характер заказа, архитектуру зала, иногда даже ландшафт, для которых предназначается сервиз.

4
Сервиз «Любимый город», 2006-2007, Н. Петрова, фарфор,
надглазурная роспись полихромная, позолота


Зал «Этот прекрасный, прекрасный, мир…» Главное здесь – изображение природы: растений, цветов, фруктов

5
Тарелки из Гербового (Золотого) сервиза с изображением плодов Эрмитаж, 1827,
фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка


Замечательна ваза «Дары Мичурина», автор А.М. Ефимова, 1950-е, фарфор, роспись надглазурная, позолота. Она стоит на вращающейся подставке, так что можно всё рассмотреть: и «мичуринское» изобилие плодов, и великолепие росписей.

Зал «Фарфоровый зверинец». Эх, напиши я про своих зайцев-кроликов позже, была бы еще одна иллюстрация.

6
Ваза «Кролики», 1908, фарфор, роспись подглазурная монохромная, из частной коллекции.
Скульптура «Кролик домашний», 2009, автор Г. Белаш, фарфор, бисквит


Кто из городских жителей замечает воробьев? Они так привычны. А вот они в фарфоре. Только и скажешь, что, как живые. Скульптура «Воробьи», 2010, автор Г. Белаш, фарфор, бисквит

7

Следующий зал, «Фарфор и мода», для модниц. Здесь и платья, и аксессуары, и целая ироничная серия «Гламур».

8
Комплект ювелирной пластики «Черно-белый», 2009, автор И. Олевская,
фарфор, роспись наглазурная монохромная


9
Платья и корсеты, фарфор, ткань, бисер, роспись подглазурная монохромная, позолота

Насколько я помню, у Милы Архиповой есть колокольчики в виде платьев. 

Зал, мне особенно близкий, – «Театр, музыка, поэтическое слово, спорт».  Здесь скульптура, блюда, сервизы, вазы, созданные в течение 20 века. Я вижу здесь скульптуру великой Галины Улановой в роли Одетты из «Лебединого озера» П.И. Чайковского и очень рада, что у меня есть колокольчик «Балерина».

10
1940, автор Е.А. Янсон-Манизер,
фарфор, роспись подглазурная монохромная,
надглазурная полихромная, позолота, цировка

                               
Серия скульптур «Русские сказки». Автор росписи – А. Трофимова, 2011, фарфор, надглазурная роспись. Мне сразу вспомнились колокольчики и свои, и из других коллекций. И сразу же замечталось, как бы заиметь хотя бы один, расписанный именно этим мастером.

11
«Иван-царевич» и «Марья-царевна»

12
«Боярин» и «Скоморох с дудкой»

Сейчас, как никогда быстро, строится метро в Москве, и одна за другой открываются новые станции. Поэтому очень любопытно видеть сервиз «Первое метро в СССР».

13
1935-36, автор Л. Протопопова, фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Приблизьте изображение блюда в центре и вы увидите схему первой линии.

Сервиз расположен в зале «Города и страны». Сколько у всех  нас колокольчиков по этой теме! И всем, конечно, приятно иметь колокольчик или другой коллекционируемый предмет из того места, где живешь. Мастера ИФЗ свою любовь к Петербургу выражают, например, так.

14
Тарелки автора Т. Афанасьевой, 2009, «Фонтанка. Белая ночь» и «Невский. Вечернее солнце»,
фарфор, роспись надглазурная полихромная, золочение, цировка


В зале «Парад ваз» мое сердце замирает. Если бы я была богатой, я бы коллекционировала вазы. (Это, правда, только один из пунктов списка того, что бы я коллекционировала, имей неограниченные средства.) Так вот, что касается ваз и ИФЗ, то в аннотации прочитала: «В истории отечественного фарфора нет явления более бесспорного по своей художественной ценности, чем вазы Императорского фарфора». Это самое главное, лучше и не скажешь.

15

16
Ваза «Моссовет», 1954, автор росписи Л. Протопопова,
фарфор, рельеф, роспись надглазурная, позолота, цировка


А вот зал совсем другой по эстетике. Первая треть 20 века: новые времена, поиски иных форм и приемов в искусстве. На фото – произведения современных художников, которые перекликаются с той эпохой: серия авторской росписи на форме супрематического чайника, созданного К. Малевичем в 1923 году.

17

Последний зал «Музыка сфер. Фарфор и авангард».  Здесь мне понравилась ваза «Изгиб»,
автор Г. Шуляк, фарфор, роспись подглазурная монохромная.
Ваза стоит на вращающейся подставке.


18

Альбом «ИФЗ. Диалог эпох» здесь.


Tags: Разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments