Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

КОЛОКОЛЬЧИК ИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ

Недавно я сходила в Государственный Литературный музей и увидела в экспозиции колокольчик.

1
Колокольчик необыкновенно интересный. Начать с того, кому он принадлежал. Стоит он в витрине, посвященной Николаю Дмитриевичу Телешову (1867-1957).

7
                                  Фото  взято с http://www.rulex.ru

Как автор литературных произведений Телешов известен, скорее, специалистам. А вот всем, интересующимся историей русской литературы и, шире, культурой вообще, знакома книга его мемуаров «Записки писателя».
Вот в этом старом московском купеческом доме на Покровском бульваре Телешов организовал знаменитые литературные собрания, душой которых он был. Они проходили по средам и поэтому получили название «Среды».

2 3

На этих собраниях бывал весь цвет не только русской литературы, а и музыки, живописи, театра. Очень неполный перечень: А.П. Чехов, В. А. Гиляровский, И. А. Белоусов, И.А. Бунин, Н. Н. Златовратский, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, М. Горький, Л. Андреев,  А.И. Куприн, А. М. Васнецов, И. И. Левитан,  К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, В.И. Качалов, О.Л. Книппер-Чехова и т.д.  и т.д.
Я перечитала «Записки писателя», там нет упоминания об этом колокольчике, но известно, что первое ее издание было не просто иллюстрировано портретами участников «Сред». Каждый из них был с личной дарственной надписью. Коллекционирование этих портретов было страстью Телешова. А пояснение к колокольчику – музейному экспонату – гласит, что это «Колокольчик на подставке, металл, литье, гравировка, принадлежал Н.Д. Телешову. На тулове выгравировано 1903-1904 гг. На подставке выгравированы факсимильные автографы участников «Сред» И. Белоусова, С. Кречетова, Н. Телешова и других».  Поэтому можно предположить, что свою страсть к автографам Николай Дмитриевич перенес и на памятный колокольчик тоже.

4

В воспоминаниях литературоведа А. Руднева я прочитала о его встречах и беседах со внуком Н.Д. Телешова. И вот там как раз упомянут колокольчик, имеющий непосредственное отношение к «Средам». «Рас­ска­зы внука Те­ле­шо­ва… я слу­шал, си­дя обыч­но в ста­рин­ном, уже не­сколь­ко об­вет­ша­лом крес­ле в том са­мом ме­мо­ри­аль­ном ка­би­не­те, где на­хо­ди­лись кар­ти­ны В.Д. По­ле­но­ва в том числе, фор­те­пи­а­но, на ко­то­ром С.В. Рах­ма­ни­нов ча­с­то ак­ком­па­ни­ро­вал Ф.И. Ша­ля­пи­ну на со­бра­ни­ях «Сре­ды» (на нём сто­ял ко­ло­коль­чик в ви­де фи­гур­ки аи­с­та, ко­то­рым Н.Д. Те­ле­шов от­кры­вал все со­бра­ния «Сре­ды», на­чи­ная с пер­во­го, в 1899 го­ду, и до по­след­не­го, про­шед­ше­го в кон­це 1916 го­да)».  
В конце 1999 года в телешовском доме случился пожар, многие реликвии погибли. А. Руднев не говорит, удалось ли спасти этот колокольчик, но, судя по тому, что в музее он отсутствует, можно предположить, что нет.

В «Записках писателя», посвященным «Средам», о колокольчиках нет ничего. Но в главе «Москва прежде» Телешов рассказывает о старых обычаях, быте, привычках москвичей. И вот там читаю: «А то появлялся время от времени одинокий «человек-оркестр», похожий благодаря множеству инструментов на какого-то шамана. На широком ремне, перекинутом через шею, он нес впереди себя тяжелую шарманку. На голове у него был металлический шлем, весь увешанный маленькими медными колокольчиками. Остановившись перед какой-нибудь дачей, музыкант ставил свою шарманку на ножку-подставку и начинал неустанно крутить ручку, извлекая громкие звуки. Как бы отмахиваясь от мух, он потрясал головой и к звукам шарманки присоединял веселый перезвон колокольчиков на своем шлеме. Мало того – на спине у него был пристроен небольшой турецкий барабан, а к локтю левой руки прикреплена ударная палка с набалдашником, которою он и отбивал такты в барабан, а ногою дергал за петлю ремень от литавров – медных тарелок на барабане. И музыка гремела, гудела на все лады. Работали одновременно и руки, и ноги, и голова, и «оркестр» вызывал, особенно у окружавших мальчишек, желание плясать. И они плясали тут же, на лужайке перед дачей».
Н.Д. Те­ле­шо­в, кстати, был ос­но­ва­те­лем и пер­вым ди­рек­то­ром му­зея МХАТа.

Теперь пара слов о Литературном музее. Он расположен в Высокопетровском монастыре. Когда подходишь к монастырю, сразу видишь многоярусную надвратную колокольню с храмом Покрова пресвятой Богородицы (17 век).

5
А двигаясь дальше ко входу в музей, проходишь мимо трапезной с храмом преподобного Сергия и братских келий. Между ними расположена звонница. А в кельях - Государственный Литературный музей.
6

Музей скоро покинет территорию монастыря и переедет в один из особняков на Таганке. Мне сказали, что уйдет не менее года на переезд, обустраивание на новом месте и на подготовку новой экспозиции. Как только музей откроется, надо будет обязательно сходить. Кто знает, может быть, выставят еще писательские колокольчики, ведь фонды у Литературного музея богатейшие.
Отрывок из воспоминаний А. Руднева взят с сайта
http://www.litrossia.ru
Отрывок из книги Н.Д. Телешова
«Записки писателя» взят с сайта http://az.lib.ru/


 
Tags: Колокольчик(и) из музея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments