Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

СКОМОРОХ И ПЕТРУШКА

                                                                            ЧАСТЬ II

«Дили-дили-динь,
Пришел Петрушка.
Дили-дили-динь,
Как весел он».

Слово за словом вспомнилась первая строчка, а затем и остальные, и тут же пропелась вся детская песенка. Хотя даже и не уверена, я ли, маленькая, пела ее или мои дети?

У В. Даля находим: «Петрушка – кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка. Петрушкой зовут и весь шутовской кукольный вертеп». В «Энциклопедическом словаре» о нем читаем: «Главный персонаж русских народных кукольных представлений – неунывающий, непобедимый герой, защитник слабых и угнетенных».
Одежда Петрушки у Даля описывается так: «В красном кафтане и в красном колпаке». В других источниках: «…в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой», «в красном кафтане и бархатных шароварах. На голове у него был красный колпак с кисточкой», «Одет он был в красную рубаху, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки, а на голове носил колпак. Часто Петрушку наделяли еще и горбом, а то и двумя». В одежде, как видим, красный – главный цвет, и непременно колпак.

Выглядит Петрушка так: у него слишком большие руки и чрезмерно преувеличены черты лица, а именно глаза и нос. Рот широко открыт, везде подчеркивается, что это не улыбка, а оскал, поскольку Петрушка, мол, – отрицательный персонаж. С последним утверждением можно и поспорить.

У моей фигурки-колокольчика платье кирпично-красное и колпак не остроконечный, зато у нее открыт рот и явно не в улыбке. Может, это даже и есть тот самый оскал. Поэтому я и решила, пусть колокольчик будет «Петрушка». (Автор – Галина Котельникова, г. Рамонь, Воронежская обл.) 

4

Описание Петрушки как персонажа кукольных комедий приводит в своих воспоминаниях Александр Бенуа: «И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы».

Версий о том, когда появился Петрушка в России, несколько. Самая распространенная та, где говорится, что Петрушка стал известен с 17 века, даже год указывается – 1636. В другом источнике дата чуть ранняя – 1609, в третьем – конец 18 века. «В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была впервые напечатана статья о кукольном театре» и Петрушке как главном его персонаже.

В одной из статей говорилось о том, что по результатам археологических раскопок под Новгородом Великим можно заключить, что кукольный театр с Петрушкой существовал уже в 15 веке.

Прототипов у Петрушки тоже несколько. Они все – неаполитанский Пульчинелла, французский Полишинель, английский Панч, немецкий Гансвурст, турецкий Карагёз – куклы-марионетки. В то время как Петрушка – перчаточная кукла. И он якобы был так назван по имени любимого шута императрицы Анны Иоановны. Того звали Пьетро Педрилло. Но это тоже одна из версий, потому что у куклы было несколько имен: Петр Иванович (Петрович) Уксусов, Самоваров или Ванька Рататуй. Они все забылись, осталось одно – Петрушка.

Представления с Петрушкой игрались скоморохами:
«Пойдут они в город, посмотрятся, где бы
Устроить им игрища утречком рано,
Для красных Петрушек поставить вертепы
Поближе к базару, подальше от храма».

Один, кукловод, пользовался ширмой, которая полностью скрывала его. Говорил он быстро и пискляво. Эффект достигался при помощи специального устройства – пищика. Актер брал его в рот и так говорил. Рядом с ширмой стоял шарманщик, который переспрашивал Петрушку и повторял его реплики, давая таким образом зрителям возможность понять быструю и невнятную Петрушкину речь.

5

Представление – юмористические сценки и диалоги с определенным набором сюжетов – длилось 20-30 минут. Сюжеты были такие: покупка Петрушкой лошади, драка между ним и доктором, Петрушкина свадьба. Петрушка мог поколотить квартального, офицера или барина, иногда и убить кого-нибудь. Он побеждал всех своих противников, кроме одного – Смерти. Она приходила к нему в виде фигурки – мохнатого комочка, которого он принимал за ученого барашка и садился на него верхом. «Барашек» «неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам черт.

Рогатый, весь обросший черными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Черт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю». Так вспоминал Александр Бенуа.


Но «умирая» для одних зрителей, Петрушка «воскресал» для других.
Петрушке как шуту (и здесь можно провести параллель с блаженным, юродивым) дозволялось обсуждать темы, запретные для остальных людей. Петрушка говорил, точнее, верещал о «глупостях, несправедливостях и прочих безобразиях, которые творились людьми, имеющими власть». Вот почему эта кукла, веселая, неунывающая, задиристая, озорная, наказывая зло и побеждая его, веками оставалась любима народом. У Н.А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» читаем:
«Комедию с Петрушкою,
С козою с барабанщицей
И не с простой шарманкою,
А с настоящей музыкой
Смотрели тут они.
Комедия не мудрая,
Однако и не глупая,
Хожалому квартальному
Не в бровь, а прямо в глаз!»

А вот как описал представление с Петрушкой Ф.М. Достоевский: «Дети и отцы их стояли сплошной толпой и смотрели бессмертную народную комедию, и, право, это было чуть ли не всего веселее на всем празднике. Скажите, почему так смешон Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на него, всем весело –  и детям и старикам? Но и какой характер, какой цельный художественный характер!»

В этом своем характере Петрушка просуществовал до Первой мировой войны, когда начались голод и разруха. Потом кукольные представления стали идти, в основном, для детской аудитории. Изменились, соответственно, темы и тексты. Петрушка стал вежливым, «исчезла простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар, и млад. Традиция народного театра кукол в XX веке была прервана».

«Дили-дили-динь – 
Звенит погремушкой.
Дили-дили-динь – 
Бубенчиков трезвон».
И. Брамс «Петрушка». Стихи неизвестного автора.

Источники:   
В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», т. III, IV, Москва, «Русский язык».
http://dic.academic.ru
http://www.krugosvet.ru
http://ru.wikipedia.org
http://vargin.ru
http://www.rtkbak.ru
www.elena-kuzmina.ru
http://morkov.net
http://www.planetaskazok.ru

Tags: Разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments