ЧАСТЬ II. УСАДЬБА ЗАХАРОВО
Впервые в усадьбу Захарово мы приехали в конце 90-х годов. Усадьбы как таковой тогда уже не существовало. Экскурсовод рассказывал, как выглядел дом в годы, когда в нем бывал Пушкин, но представить себе было затруднительно, ибо стояли мы у пепелища в прямом смысле слова.
Приехав сейчас, без малого через 20 лет, не узнали ничего, так всё преобразилось: и то, что воссоздано заново, и то, что с любовью приведено в порядок.
Что такое Захарово? Эта усадьба и соседние Большие Вязёмы – единственные сохранившиеся места, связанные с годами пушкинского детства. В Захарово, которое бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал купила в 1804 году, семейство
Пушкиных приезжало каждое лето с 1805 по 1810 годы.
“По свидетельству современницы, «Пушкины жили весело и открыто, и всем в доме заведовала больше старуха Ганнибал, очень умная, дельная и рассудительная женщина. Она окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в русском языке (в доме разговорным языком был французский). Пушкин заслушивался ее рассказами… о недавней старине...»”.
Памятник бабушке и Пушкину-ребенку можно видеть сразу при входе на территорию усадьбы.
А ее портрет – на фотографии в комнате с ширмой. Альбом «Усадьба Захарово» тут.
У дома, что изображен на колокольчике, длинная история.
Дом, где проживали семейства Ганнибалов и Пушкиных, совсем небольшой.
Если встать лицом к фасаду, то справа будет фруктовый сад с колодцем, сзади – березовая роща и главная аллея, которая приведет к пруду. На берегу пруда росла очень большая липа, рядом стояла полукруглая скамья, на которой любил сидеть Пушкин. Сейчас на этом месте памятник.
Когда Пушкин поступил в Лицей, Мария Алексеевна Ганнибал продала усадьбу. Но Пушкин Захарово не забыл, писал о нем так:
«Мне видится моё селенье,
Моё Захарово; оно
С заборами к реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено»,
приезжал туда неоднократно, в том числе и перед свадьбой. И уже тогда, в 1831 году, дом был разрушен, везде царило запустение.
Потом предпринимались попытки выкупить имение в государственную собственность, чтобы устроить там мемориал, но денег не нашлось, и в конце XIX века захаровский дом был разобран. Новый построили в 1900 году. После революции в нем размещался детский дом, затем пионерский лагерь, потом редакция газеты «Красная Звезда». Постепенно предалась забвению сама связь между Захарово и поэтом. В 1993 году дом сгорел. А в 1999, к 200-летнему юбилею, его было решено воссоздать на старом фундаменте, который, кстати, можно видеть. Процесс был сложный, т.к. «единственные свидетельства внешнего вида усадьбы остались только в пушкинских стихах».
Сейчас в доме музей, посвященный детству поэта, не забыта там и няня, Арина Родионовна. Колокольчиков среди экспонатов нет, но совсем неожиданно и приятно было увидеть большой сувенирный киоск, а в нем колокольчики. Во многих пушкинских местах Москвы их нет до сих никаких, а тут, в Подмосковье, – пожалуйста. Не утерпела, приобрела.
Что порадовало сердце в Захарово? Внимание к усадебному парку, забота и тщание, с которыми он содержится. В парке очень много лип, среди которых огромные, старые деревья. И везде вместо утраченных посажены молодце деревца, причем принялись все-все! Мостятся новые дорожки, уже обихожены берега пруда. А перед усадьбой, на большой поляне, готовились к пушкинскому празднику поэзии.
(окончание следует)