Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

КОЛОКОЛА ИЗ МУЗЕЯ

В Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина всего только месяц проходила выставка   «Древний Китай: ритуал и музыка. Бронза и лаки из собрания Музея провинции Хубэй». И я рада, что успела на нее попасть.

Экспонаты выставки, 100 памятников художественной культуры, были созданы в периоды правления династий Шан (1600-1050 г. до н.э.) и Чжоу (1050-256 г. до н.э.). Я не ожидала увидеть среди них колокола, но они там тоже были представлены.

Ничего о китайских древних колоколах мне до посещения выставки не было известно. Поэтому я просто привожу информацию о них с сайта музея. В зале свещения для хороших фотографий было недостаточно. Поэтому качество уж, какое получилось.

«Древнейшим из обнаруженных археологами бронзовых колоколов считается нао. Его форма отдаленно напоминает ритуальную секиру-юэ, форма которой, как предполагают специалисты, могла послужить прототипом этого инструмента. Звук колокола-нао извлекался с помощью деревянной колотушки. В экстатических ритуалах эпохи Шан этот инструмент, отбивающий ритм, мог играть ведущую роль. Его популярность сохранялась и в эпоху Западной Чжоу, вплоть до VIII века до н.э. Однако позже он практически выходит из употребления и ему на смену приходят новые типы колоколов.

Как и другие ритуальные предметы, древние колокола всегда украшали магическим орнаментом: маской таотэ, узором грома лэйвэнь, мотивами плодородия – небольшими выпуклыми шишечками. Необычный символический знак – небольшая голова человека – украшает колокол-нао, датированный X-IX в. до н.э., представленный на выставке. Использование древнего символа, который часто встречается на шанских секирах-юэ, на музыкальном инструменте доказывает не только формальное родство этих двух предметов. Не исключено, что изображение головы указывает на характер обрядов, в которых использовались эти ритуальные предметы – обряды жертвоприношения.

В эпоху Чжоу распространение получают колокола типа чжун и бо. Традиционные китайские колокола не имели языков, поэтому звук извлекали деревянными или металлическими предметами. Колокола-чжун по форме напоминают вытянутые нао с длинным вешало, за которое их чуть с наклоном подвешивали. Колокола типа бо обычно крупные, массивные, округлой формы с петлевидной ручкой, обильно украшенные сакральным орнаментом, они подвешиваются строго вертикально. Из колоколов-чжун создаются инструментальные наборы бяньчжун, насчитывающие от 7 до 64 колоколов.

                                                             

                                                             

Они становятся наиболее распространенными музыкальными инструментами эпохи Чжаньго. Самый крупный набор бяньчжун был обнаружен в гробнице правителя И царства Цзэн. Он состоял из 19 больших, 45 маленьких колоколов-чжун и одного колокола-бо, подвешенных в три яруса на деревянных стойках, покрытых лаком. Вместе с наборами ритуальных сосудов и иной погребальной утвари колокола сопровождали покойного в его загробном путешествии, указывая путь к истокам творения. Космогонические мотивы орнаментов и изображений, которыми украшались колокола, позволяют считать этот инструмент древним символом космоса.

На выставке представлен набор колоколов типа бяньчжун, обнаруженный археологами в гробнице комплекса Цзюляньдунь. На двухъярусной деревянной стойке размещены 34 колокола: 12 больших на нижней перекладине и 22 маленьких на верхней.

                                                               

                                                               

Из текстов «Чжоули» («Ритуалы эпохи Чжоу») известно, что наборы бяньчжун и бяньцин использовали вместе, и при комбинации возникал так называемый "золотой звук".

К разряду музыкальных инструментов из металла можно отнести и бронзовые барабаны, которых обнаружено не так много. Согласно архаическим мифам и легендам, барабан и колокол были связаны с почитанием предков. Самостоятельный культ этих инструментов, указывает на тотемный характер древних верований. Известно, что поклонение колоколам и барабанам соотносилось с архаическим и очень стойким культом гор и камней, которые всегда почитались в Китае как места рождения, обитания или ухода предков. Выставленные в храме, эти инструменты служили главным объектом поклонения и потому имели прямое отношение к заупокойному культу. Кроме того, в предметном мире ритуала барабан и колокол символизировали пространственно-временные параметры древнекитайского космоса, что отразилось в известном изречении “барабан подобен небу, а колокол – земле”».

Источник:

http://www.arts-museum.ru

Tags: Колокольчик(и) из музея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments