Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

ИСКУССТВО В КОЛОКОЛЬЧИКАХ

                                            ЧАСТЬ I. ЧТО  Я  ПОД  ЭТИМ  ПОНИМАЮ
Я как-то подумала, что есть колокольчики в искусстве, а ведь есть искусство в колокольчиках. Что имею в виду?

Про колокольчики в искусстве, точнее, в одном из его видов, живописи, я уже неоднократно писала. Это когда на полотнах изображены колокольчики или колокола.

А искусство в колокольчиках можно понимать двояко.



Во-первых, это когда на колокольчиках изображены копии известных картин, если речь идет опять же о живописи, о чем я тоже писала. Или когда мы говорим о колокольчиках-моделях какого-либо памятника архитектуры, о колокольчиках, изображающих литературных, исторических героев,  ну, и т.д.

И, во-вторых, когда под искусством понимается самая высокая степень профессионального ремесла, мастерство художника. Художником может быть фарфорист, керамист, скульптор и т.д., т.е. мастер, создающий колокольчики из какого-либо материала.

Я, как, наверное, бо̀льшая часть коллекционеров, не имею никакого отношения ни к производству керамики, ни к литью металла, ни к росписи по дереву, не имею ни малейшего понятия об инструментах, приспособлениях, приемах работы авторов. Я только вижу и восхищаюсь уже готовым продуктом их труда, колокольчиками, лучшие экземпляры которых – настоящие произведения искусства.

Вот, например, колокольчик, выполненный Татьяной Слободчиковой. Он хороший, на мой взгляд, пример искусства в нем с обеих точек зрения. Ведь совершенно очевидно прослеживается связь между ним и известнейшей картиной Б.М. Кустодиева. Поэтому я машинально, только увидев, назвала его так же, как названа картина – «Купчиха за чаем».


Фото взято с http://www.rodon.org/


Высота 14 см, диаметр 11,5 х 9 см. Фаянс, глазурь, золото, люстр.
Ручная лепка, подглазурная и надглазурная роспись

Сидящую за столом купчиху, это даже не купчиха, а молоденькая купеческая дочка, легко представить за чаепитием не в стенах дома, а где-нибудь в тени деревьев на высоком волжском берегу. На сине-зеленом небе у Кустодиева плывут облака. Поэтому я оставила для иллюстрации фото с тем фоном, что был выбран Татьяной. Он, фон, тем самым также сближает картину и колокольчик.

Купчиха Кустодиева пьет чай так, как исстари пили (и кое-где продолжают) в России: непременно с блюдечка. На колокольчике мы видим то же.

На картине на столе – целый натюрморт: ломти сочного арбуза, гроздь винограда, фрукты, варенье, что-то еще в красивом сосуде, кекс с изюмом. На столе в колокольчике тоже не бедно: и сдобные баранки, и варенье двух сортов, а самовар так и покрасивее, чем на картине будет. Прямо золотом горит!

У Кустодиева купчиха белотела, дородна, в фиолетовом платье с кружевами и с брошью. Купеческая дочка в колокольчике еще не совсем в теле, но и не размера Дюймовочки. На ней сарафан с кружевной оборкой, украшение на голове. Роскошная коса сзади – заглядение.

Стол на картине накрыт простой скатертью, а скатерть на колокольчике – праздничная. Фактура «ткани» сделана так реалистично, что ее хочется потрогать, а пальцы готовы почувствовать накрахмаленную хрусткость.

Приемы композиции Кустодиева подчеркивают, что чаепитие для героини – своего рода ежедневный ритуал, одно из главных действ сонной купеческой жизни. И девица в колокольчике тоже присела за стол основательно, явно не на пять минут.

И вот мне захотелось узнать, как происходит процесс изготовления колокольчика, как творится искусство, захотелось проникнуть, как пишут в плохих интервью, в творческую лабораторию художника. Я попросила Татьяну Слободчикову помочь мне в этом.
                                                                  (продолжение следует)

Tags: Разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments