Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

ВЫСТАВКА «КУПЕЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»

В историческом музее Москвы была выставка «Купеческий портрет». Я люблю живопись и люблю русское купечество, поэтому равнодушной она меня никак не оставила.

Как выставка соотносится с колокольной тематикой? Несколькими моментами. Во-первых, там представлена картина кисти В. А. Тропинина «Портрет Диомида Васильевича Киселева, 1830-е».  Киселев – шуйский и московский купец, коллекционер, благотворитель.  Так вот на его портрете, слева, изображен бронзовый настольный прибор, часть которого – колокольчик.

На фото, которое я сделала в музее, он виден, но плохо, и не опознается как колокольчик.

                                                 

На репродукциях картин в интернете еще хуже, т.к. их задний фон очень затемнен. Но на выставке,  на картине, он виден.

Во-вторых, на выставке была картина И. А. Пасса «Портрет Матвея Сидоровича Кузнецова, 1898». Того самого российского промышленника и предпринимателя, владельца «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», чей фарфор известен нам всем. А в Москве он жил в доме по нынешнему проспекту Мира 41, в котором теперь находится художественная лавка при Московском общественном фонде культуры. А в ней продаются колокольчики и мастеров тоже.

В-третьих, кроме картин и дагерротипов, можно увидеть прекрасной сохранности образцы народного костюма и головных уборов, а также украшения, которые носили купчихи. Ведь на определенных колокольчиках именно всё это часто изображается. Мне, например, особенно приятно было увидеть почти на всех женских портретах купеческих жен шали.

На сайте ГИМа подробности о выставке тут.

Tags: колокола и колокольчики в живописи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments