Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

ОТ ЛУЧИНЫ И ДО ЛАМПЫ

На огонь, как и на воду, можно смотреть без конца. Мне же еще всегда было любопытно, что такое огонь. Вот вода, аш два о, это понятно. А пламя? Это что? Конечно, можно открыть энциклопедию и ответить на свой вопрос, но из-за обилия терминов тайна огня не раскрывается. Для меня, по крайней мере. Огонь так и остается загадкой, притягивающим взгляд зрелищем. И не важно, будь это огонек от спички или пламя огромного пожара.

Огонь может уничтожить всё живое и многое из неживой природы тоже. Мой папа, когда на даче готовил шашлык и, видимо, думал об этом, всегда отпускал одну и ту же реплику. И она была про огонь, не про мясо: «Всепожирающаая сила огня».

Огонь никогда не бывает одного цвета. Он разных оттенков. Татьяна Слободчикова совершенно правильно именно таким и изобразила горящее пламя.



Идея колокольчика появилась у меня, когда я прочитала стихотворение С. Маршака «Вчера и сегодня», ту его часть, что называется «Лампа».


Керосиновая лампа, ненужная, вышедшая из употребления, стоит в углу сарая, жалуется:

«А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня».


Колокольчик «Огонь». Фаянс, ручная лепка, подглазурная роспись, глазурь

И продолжала:
«Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь».

Действительно, керосиновая лампа широко и достаточно долго была в употреблении. Я ее помню. А вот примеры из литературы. В книге Юрия Анненкова «Повесть о пустяках» есть замечательное описание летнего вечера в Куоккале. Действие происходит в 1910-х годах. «Несложный рокот залива; голубые стрелы осоки; сосновый янтарный дух, смоляной налив, золотистые волны дюн, золотистое лоно юности; песок, стволы, огни керосиновых ламп на балконах, тепло июльских вечеров, отдых, свистки паровозов, хвойная тишина, легкокрылые бабочки шелкопряды-монашенки, ночницы сосновые и жуки-короеды…»

«Сказка о потерянном времени» Е. Шварца была написана уже в 1940 году, но и там тоже есть керосиновая лампа: «Когда превращенный в старика мальчик Петя попал в дом злых волшебников, он увидел посреди комнаты стол… Над ним висит керосиновая лампа…»

Книжка Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» вышла в 1966 году. В ней написано: «…керосиновые лампы никому не были нужны. У всех было электричество». Однако, когда при закрытии магазина уцененных товаров никто не хотел их покупать, директор пошел на хитрость и написал объявление: «Есть керосиновые лампы!!! Отпуск по две штуки в одни руки! Тотчас же все покупатели устремились во двор и стали расхватывать лампы». А зачем? А, как старуха Шапокляк, на черный день.

Но с керосиновой лампой я забежала далеко вперед. Сначала, когда древний человек видел пламя пожаров, возгорание от молнии, природные катаклизмы, связанные с огнем, его страх перед ним был естественен. И в то же время прожить без огня было невозможно, надо было его добывать и сохранять. Наверное, в какой-нибудь чашке, плошке, такой, что изображена основанием колокольчика, где-нибудь в пещере и хранили огонь –  источник тепла, света и возможности приготовления пищи.

В центре Москвы есть очень интересный музей, «Огни Москвы» называется. Я там побывала, и посещение его стало второй после стихотворения причиной, которая заставила меня продолжать думать о колокольчике. В музее можно узнать, а главное, увидеть всё, что связано с историей освещения Москвы. Кстати, сейчас, в новогодние и рождественские праздники иллюминация Москвы устроена выше всяких похвал. Сказочно красиво выглядят улицы, бульвары, площади. Всё горит, сверкает, мерцает, переливается, сияет. Так и хочется сказать: «Светло как днём». А в музее на некоторое время выключают свет, и рассказ ведется в кромешной темноте. И ты понимаешь, что ведь бо̀льшую часть своей истории человечество так и жило: в домах темно, и на улице тоже.

В зависимости оттого, чей дом, освещался он по-разному. В крестьянской избе днем свет проникал через окна, в темное время зажигали лучину. Кованый прут с зажимом, в который вставлялась горящая лучина, назывался светец.


              Светцы 18-19 веков из музея «Огни Москвы»

Вот светец на колокольчике.

 

А вот – на репродукции картины В.М. Максимова «Бабушкины сказки» (1867 г.)


                                Взято с Викисклада

В домах побогаче использовались свечи.


             Жан-Батист Сантерр «Девушка со свечой» (ок. 1700 г.)

А в совсем богатых домах, где могли себе позволить жечь свечи без счета, их вставляли в подсвечники, канделябры, люстры.



Кстати, некоторые коллекционируют свечи и подсвечники. Этот вид хобби называется шандалофилия.

Около музея стоят старинные фонари: масляные, керосиновые, электрические.
А человек, который следил за исправностью фонарей, зажигал и ремонтировал их, назывался фонарщик. Это колокольчик «Кот-фонарщик». Он в форменной куртке, шляпе, вид у него важный.


Автор Ирина Амакова (г. Санкт Петербург). Керамика, акриловые краски, глянцевый лак, ручная лепка

На самом деле фонарщики ходили с лестницей и длинным шестом. Вот памятник «Фонарщик», установленный в Петербурге, т.к. именно там в России впервые появились уличные фонари.


            Фото взято с сайта http://arttower.ru

А в Бресте уже несколько лет на одной из пешеходных улиц фонарщик в форме петровских времен зажигает и гасит керосиновую лампу в старинных фонарях. Для этого он поднимается по лестнице. Фонарей всего 19.

С эпохой электричества ушли из обихода и перешли в коллекции и музеи фонари, керосиновые лампы. На фото – старинные вещи из собрания мастера латгальской керамики Петериса Гайлумса в Илзескалнсе (Латвия).


                                            Фото Ирины Колтаковой

Подсвечники стали подарками и предметами интерьера. Для освещения в домах теперь – разного вида, рода и стиля лампы. Например, такая. Настольная, с абажуром. Ее корпус «металлический», а абажур – из «ткани». А если в нее вставить энергосберегающую лампочку, то можно будет услышать:
«Между тем как от меня
Льётся свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я – электрическая
Экономическая
Лампа!»

                                                                                                             
Автор
Татьяна Слободчикова. Фаянс, ручная лепка, подглазурная роспись, глазурь, люстр, золото

Как и колокольчик «Огонь», «Лампа» – наше совместное с Татьяной творчество.

В музее «Огни Москвы» нашелся экспонат – лампа в виде колокола.

А остальные фото из музея можно посмотреть здесь.


От лампы керосиновой до лампы энергосберегающей

Источник:

Отрывки из стихотворения С. Маршака «Вчера и сегодня» взяты с сайта http://lukoshko.net
Отрывки из книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» взяты с сайта    http://modernlib.ru
Репродукция картины Жан-Батиста Сантерра «Девушка со свечой» взята с сайта http://www.arts-museum.ru

Tags: Разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments