До 20 января 2014 года в Музее декоративно-прикладного и народного искусства проходит выставка «Русская лаковая миниатюра. Традиции и современность». Я с огромным удовольствием посмотрела экспонаты трех ее залов. Изумительные работы! В одном зале не разрешается фотографировать вообще. В двух других можно, но без вспышки. Камера у меня не профессиональная, свет там не очень, все предметы в стеклянных витринах, стекло бликует. Короче говоря, на фото без слёз не взглянешь. Поэтому и не публикую их тут.
Среди прочего на выставке есть вещи и по колокольной тематике. Одна работа называется «Малиновый звон», другая – «Рождение колокола». И много изображений троек с колокольчиками.
Долго я стояла у стенда «Холуй» и на «Ладье». Там, понятно, только современные работы, но какая же красота.
И колокольчики тоже есть. Насколько красивы, настолько дороги.
В моей коллекции есть экземпляры, выполненные мастером росписи по дереву, художником лаковой миниатюры Натальей Муновой. Это и колокольчик «Суздаль», и «Плёс», и другие, о которых будет рассказано позднее.
Наталья из семьи художников, окончила Мстёрское художественно-промышленное училище имени Ф.А. Модорова. Поэтому очень приятно, что техника знаменитой русской лаковой миниатюры теперь выполняется и на колокольчиках тоже, а сам старинный промысел продолжает развиваться.
Этот колокольчик называется
Он выполнен в стиле холуйской росписи. Вот какие сцены пушкинской поэмы им иллюстрируются.
Всё смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной…
И снова терем пуст и тих;
Встает испуганный жених,
С лица катится пот остылый;
Трепеща, хладною рукой
Он вопрошает мрак немой…
О горе: нет подруги милой!
Хватает воздух он пустой;
Людмилы нет во тьме густой,
Похищена безвестной силой.
Три девы, красоты чудесной,
В одежде легкой и прелестной
Княжне явились, подошли
И поклонились до земли.
Тогда неслышными шагами
Одна поближе подошла;
Княжне воздушными перстами
Златую косу заплела
С искусством, в наши дни не новым,
И обвила венцом перловым
Окружность бледного чела.
За нею, скромно взор склоняя,
Потом приближилась другая;
Лазурный, пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан;
Покрылись кудри золотые,
И грудь, и плечи молодые
Фатой, прозрачной, как туман.
Покров завистливый лобзает
Красы, достойные небес,
И обувь легкая сжимает
Две ножки, чудо из чудес.
Княжне последняя девица
Жемчужный пояс подает.
Меж тем незримая певица
В тумане бледно озарясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь —
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной.
В недоуменье хочет он
Таинственный разрушить сон.
Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит ноздри копием,
И, сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула…
Поднялся вихорь, степь дрогнула,
Взвилася пыль; с ресниц, с усов,
С бровей слетела стая сов;
Проснулись рощи молчаливы,
Чихнуло эхо — конь ретивый
Заржал, запрыгал, отлетел,
Едва сам витязь усидел…
Руслан. Он, местью пламенея,
Достиг обители злодея.
Уж витязь под горой стоит,
Призывный рог, как буря, воет,
Нетерпеливый конь кипит
И снег копытом мощным роет.
Князь карлу ждет.
Руслан, сим гласом оживленный,
Берет в объятия жену,
И тихо с ношей драгоценной
Он оставляет вышину
И сходит в дол уединенный.
В молчанье, с карлой за седлом,
Поехал он своим путем;
В его руках лежит Людмила,
Свежа, как вешняя заря,
И на плечо богатыря
Лицо спокойное склонила.
Сцена ниже:
И, бедствий празднуя конец,
Владимир в гриднице высокой
Запировал в семье своей.
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Бессмертные строки Пушкина, замечательная увертюра к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» и прекрасный по исполнению колокольчик.
Текст из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила взят с сайта: http://modernlib.ru