Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ: СТАРИНА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Покупка новых колокольчиков – даже не самое главное, почему я хожу на «Ладью». Я там заряжаюсь не просто хорошим, а совсем особым настроением. Оно возникает из осознания многого: громадности нашей страны, того, что под одной крышей собрано столько старинных промыслов, что они живы, что возрождаются, что появляется что-то новое, того, что я могу видеть работу мастеров Чукотки, Камчатки, Дагестана, Сибири, других краёв и мест, куда я никогда не поеду и куда никогда не попаду. «Ладья» объединяет современные промыслы и напоминает, что многие из них ведут отсчет со времён дальних, что корни оттуда.


Читая П.И. Мельникова-Печерского, удивляешься, что и в те времена сокрушались, что промыслы исчезают, что мастера переводятся, что разучились то-то и то-то делать:

«– А промысла, – жаловался он, – что спокон века здешний народ поили-кормили, решатся один за другим. На что ни оглянись, всё под гору катится, всё другими перебито. На что славна была по всем местам наша горянщина, и ту изобидели: крещане (Жители Крестецкого уезда Новгородской губернии.) у токарей, юрьевцы да кологривцы у ложкарей отбивают работу. В прежние годы из нашей Чищи (Чищею называется безлесная полоса вдоль левого берега Волги шириною верст на двадцать, двадцать пять и больше.) валенок да шляпа на весь крещеный мир шли, а теперь катальщики чуть не с голоду мрут… Угораздило крещеных у немца картуз перенять!.. От саратовских колонистов тот картуз по Руси пошел и дедовску шляпу в корень извел… Прежде в Чищи для каждой стороны особую шляпу работали: куда шпилёк, куда верховку, куда кашник (Разные виды русских поярковых шляп.), а теперь, почитай, и валять-то разучились… Хизнула шляпа, остались сапоги с валенками, и те Кинешма с Решмой перебивают, а за Кинешмой да Решмой калязинцы (Город и большое село на Волге в Костромской губернии. Калязин – город Тверской губернии, тоже на Волге.). Красную Рамень взять, прежде на всю Россию весовые коромысла работала, теперь и этот промысел стал подходить… Нет, плохое житье стало по нашим лесам!..»

На что Василий Борисыч, один из ярчайших героев романа, возражал: «Посмотрели бы вы, как по другим-то местам люди живут, не стали б хаить да хулить свою сторону…» Василий Борисыч знал, о чем говорил, ибо, «Исходив много стран, многое видел на веку своём.., все держал на памяти и обо всём мог иметь свое сужденье. Московские фабрики, ржевские прядильни, гуслицкие ткачи, холуйские богомазы офени-коробейники, ростовские огородники, шуйские шубники, вичужские салфетчики, сапожники-кимряки, пряничники-вязьмичи вдоль и поперек были ему известны».

Выставка-ярмарка происходит не снаружи, поэтому к ней неприменимо слово «раздолье», она происходит внутри, поэтому к ней применимо слово «размах». Да еще как применимо! Два этажа, гигантские выставочные пространства.
Чтобы просто обойти всё, надо время, терпение, умение соизмерять свои желания со своей физической кондицией, нужна хорошая обувь, чтобы не уставали ноги, необходимо умение сдерживать себя и не начать покупать всё, на что положишь глаз.


Вот что интересного колокольного увиделось на этот раз. Во-первых, приятно было увидеться с мастерами, чьи работы уже покупались. На фото справа Татьяна Терехова, керамист из Липецка. О приобретенном новом ее колокольчике расскажу позже.

Встретились с Александром Швайковым, мастером из Пскова

Вот еще:


                               Бронзовые колокольчики

 
               Колокольчики ЗАО «Аксинья» из Ростова-на-Дону

 
Изделие из хрусталя (Гусь Хрустальный) в форме колокола

 
А это колокольчик, сделанный в технике горячей эмали, из Ростова Великого. Стоит он 7200 рублей.

Я не замыкаюсь только на колокольчиках. Мне многое интересно, еще больше просто любопытно, поэтому делала фотографии на другие, не колокольные, темы. В альбоме «Ладья 2013» можно увидеть: керамику из Узбекистана, грибы из Сибири, расписные пряники ручной работыиз Архангельска, выпекаемые в русской печи, изделия из бивня мамонта, лоскутные одеяла, в том числе с олимпийской символикой.

«Купляйце беларускае» – зазывает надпись на стенде. Плошки и ложки, как будто из камня, а на самом деле деревянные, лакированные.
Вот мандарины очищенные и в кожуре, разные пирожные и бутерброды с икрой и колбасой. Что это? Мыло ручной работы.
Изумительной красоты цветы в вазах, которые, оказывается, сделаны из глины. Невероятно!
Вот чаша с ковшиками – глаз не оторвать, работа мастеров ростовской финифти. Цена не для слабонервных.
Резьба по кости мастеров Севера впечатляет.

А вот стенд Дагестана. Среди экспонатов – холодное оружие. И хотя я, естественно, в нем не эксперт и не мужчина, и не представитель кавказских народов, я стою и цокаю языком.
Дивной, чудной красоты «Тройка», ручная работа, техника филигрань, серебрение.
Яркая, золотая хохлома! Дизайнеры поработали на славу, так расставив и расположив экспонаты, что не оторваться от них. Сундуки и короба городецкой росписи, и не роспись даже на них, а настоящие картины.

Приятно видеть в «Городе мастеров» молодые лица. Не умирают старинные промыслы, передаются молодым.


Цитаты из романа П.И. Мельникова-Печерского «В лесах» взяты с сайта http://az.lib.ru



Tags: народные промыслы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments