Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

В СЕЛИГЕРСКОМ КРАЕ. ЧАСТЬ I

БОЛОГОЕ-ПОЛОЦКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА.
БОЛОГОЕ-КУЖЕНКИНО

Спустя два года съездила в еще одно путешествие с той же туркомпанией, которая возит туристов по заповедным железным дорогам. И опять в Тверскую область.
В этот раз нам тоже была выдана почтовая открытка с изображением всего маршрута и его основных достопримечательностей.


До Бологого, откуда началась собственно экскурсия, мы ехали на «Сапсане». Да, да, в то самое Бологое,  что «между Ленинградом и Москвой». Беру в кавычки, цитируя слова из песни. Но прежде вспомнилось, конечно, нетленное из Маршака «Это что за остановка – Бологое иль Поповка?»

«Сапсан» стремительно понёссся дальше, а мы пересели в ретропоезд и очень неспешно, с толчками, рывками, пронзительными гудками двинулись по нашему маршруту по Бологое-Полоцкой железной дороге, построенной в самом начале XX века.

Почему ретропоезд? Потому что до Осташкова этот поезд идет на паровой тяге! Я первый раз в жизни ехала на паровозе. (Не совсем уверена, правда, первый ли, т.к. не могу знать и не могу уже проверить, какой был поезд, когда меня в возрасте 2 месяцев возили к моим бабушке и дедушке.)


Посмотрите на фото. Паровоз – вполне мой ровесник, если не старше. Тут вам и красная звезда впереди, и серп с молотом, и аббревиатура СССР с точкой после каждой буквы.



Надпись на просто черном и дополнительно черном от угольной пыли паровозе, сделанная кем-то из туристов, комментариев не требует.


Вагонов в составе всего два. Зайдя в один из них и увидев открытую форточку окна, я обрадовалась и села на место под ним. Думаю, вот как хорошо, кондиционера нет, а мне всё равно будет свежий воздух. Просчиталась! На чем работает паровоз? На угле. Из трубы густой черный дым ветром заносило именно в мое окно, и угольная сажа, естественно, покрывала мою одежду, лицо и руки. Пересесть некуда, и все окна, кроме моего, закрыты. Выбор: или ехать стоя вообще без воздуха, или сидеть под окном и вытирать с себя сажу.

Я разволновалась от того, что без воздуха не смогу и от того, что вспомнила что-то такое из диккенсовских романов, где описывалась угольная жирная пыль. Вот, думаю, измажусь сейчас вся и не отмоюсь до самой гостиницы. Слава богу, обошлось, но черных полос на салфетке было много. Прониклась еще бо́льшим уважением к шахтерам.

Поезд едет неспешно, останавливаясь часто-часто на одну минуту на станциях, которые иногда и не станции в полном смысле этого слова, а просто полустанки или будочки, в которых может не быть даже лавочки.

На целых полчаса остановка  была в Куженкино. Здесь всё счастливо совпало, т.к. во-первых, именно на этой станции происходит необходимая для дальнейшего пути дозаправка ретропоезда водой, а во-вторых, Куженкино – наиболее полно сохранившийся комплекс железнодорожных построек на этой железной дороге. Поэтому за отведенное время туристы имеют возможность посмотреть дозаправку, а потом и всю станцию.


Наверху стоит помощник машиниста, скорее всего, или станционный рабочий и с помощью гидроколонки заправляет водой паровоз

Посмотрите на человека, наблюдающего за процессом. Я сразу же заметила его, как только он подошел. И у меня случился если и не когнитивный диссонанс, то по крайней мере почувствовался эффект машины времени. Когнитивный диссонанс от того, что все названия станций в этих о-о-очень малонаселенных местах зачем-то и для чего-то (для кого?) продублированы на английском языке. Чего-либо нелепее и фантасмагоричнее сложно себе представить. А эффект машины времени от того, что мало того, что мы едем на паровозе, что одно за другим в окнах мелькают места из какой-то очень прошлой жизни, так тут еще этот персонаж, дополнительно создающий иллюзию съемок исторического фильма. Он ведь в железнодорожной форме начальника станции 30-х годов прошлого века! Чуть коротковатые брюки, фуражка, ремень с пряжкой.



И комплекция его самого под стать должности: выпирающий не живот, а пузо. Иллюзия особенно явная на этом фото, где человек снят на фоне кондиционеров на здании, раскрашенном в цвета РЖД. И он на самом деле начальник станции Куженкино. Вот она.


Вокзалы Бологое-Полоцкой дороги построены в стиле модерн. Станции делились на классы, те, что 3-го класса, были из кирпича. Куженкино и другие 4-го класса – из дерева. Все украшались мансардой-башенкой со шпилем. На то требовались дополнительные расходы, но на них шли. Ради красоты.

При восстановлении первоначального облика Куженкино использовались подлинные чертежи и документы начала XX века. На современных надписях на указателях и зданиях оставлена орфография того времени.




Заходим в дверь, на которой написано «Багажъ», камера хранения по-современному. На полках чемоданы, тюки и круглый предмет. Это та самая картонка, т.е. картонная коробка  для шляпы, из стихотворения опять же Маршака, которую дама сдавала в багаж наряду с диваном, саквояжем и т.д. На стойке настоящие счеты и копии накладных, квитанций и других документов тех лет.


А это керосинный погреб. Я смутно помню такие емкости из детства, видела их у моих бабушек и в магазинах в 1960-е годы.


Как и положено, висит станционный колокол. В него можно позвонить, что мы и сделали. Паровоз дал гудок, и мы продолжили свой путь.

                             
                                                                                                                                                                        (продолжение следует)
Tags: Путешествия
Subscribe

  • В УСАДЬБЕ ДРАМАТУРГА ОСТРОВСКОГО

    Этим летом исполнилось мое давнее желание побывать в Щелыково, усадьбе драматурга А.Н. Островского. Посещение получилось необычным, поскольку оно…

  • ВСЕГДА МНЕ ХОЧЕТСЯ СЮДА

    Один из моих любимейших уголков – Плёс, где у меня всегда возникает особая гамма чувств. Плёс был частью поездки по Ивановской области.…

  • О НОВОМ ВОКЗАЛЕ В ШУЕ

    Второй раз за два года приехала в Шую по железной дороге и… не узнала вокзал. Вырвался «ах», да и только, когда стала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments