Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

О ВЫСТАВКАХ ТАТЬЯНЫ МАВРИНОЙ

Одну за другой я посетила две выставки художницы Татьяны Мавриной (1902-1996). Удивительное совпадение: одновременно с выставкой в Третьяковке ее работы показываются и в музее А.С. Пушкина на Пречистенке. Та, что в Третьяковской галерее, очень подробная, мультимедийная. 
Я не помню из детства фамилию Маврина. Но, когда я стала разглядывать картины, я почти уверилась в том, что видела их. Возможно, в книгах сказок, которые Т. Маврина очень много иллюстрировала. Возможно, в журнале «Пионер», который я с удовольствием читала много лет. Возможно, в диафильмах, для которых в 1950-60-е годы Т. Маврина как раз выполняла изображения. Один из диафильмов «Морозко», по-моему, был у нас дома.

А почему мне кажется, что иллюстрации в журнале «Пионер» к некоторым произведениям были именно Мавриной, хотя это вовсе и не факт? Потому что конец 1960-х и 1970-е годы – мое школьное детство, и я помню то, что вижу на картинах тех лет. Всё абсолютно узнаваемо: внешний вид людей, их одежда, машины, города, деревни, вывески, шрифт на вывесках. Смотрю и сразу переношусь на полвека назад.




В 1960-70-е годы Татьяна Маврина ездила по Подмосковью и другим областям. И ностальгия охватывает, и сравнивать, что было тогда, с тем, что есть нынче, необыкновенно интересно.

Вот две картины 1957 года. Голубые со звездами купола – это Рождественский собор в кремле в Суздале. Тогда Суздаль был больше деревней, чем городом.


«Суздаль. Базар»


«Суздаль»

Обе картины хранятся в Русском музее. Поскольку мы с Артом совсем недавно были в Суздале, я без труда узнаю̀, что именно за место изображено. А то обстоятельство, что сейчас проходит выставка, где я увидела эти картины, прекрасно накладывается на факт поездки и добавляет приятных эмоций.


«Переславль-Залесский», 1970 год, из частного собрания

По-детски выглядят и заставляют улыбаться надписи на картинах: сверху, снизу, чтобы всё всем было понятно.

В пояснительном тексте о художнице написано о весёлости её творчества. Да! Поймала себя на том, что смотрю на некоторые ее работы, и рот не просто расплывается в улыбке, а я начинаю хохотать, настолько становится весело. Не зря и название выставки «Ода к радости». И еще в её картинах столько детскости!

Её иллюстрации сказок ни с какими другими не спутаешь. Какая чудесная Баба Яга в ступе.


Вот одна из моих любимых сказок. Про щуку и Емелю.


«Емеля дома на печи», «Емеля с коромыслом и топором», 1972 год, из частного собрания


«Емеля едет на печи», 1972 год, из частного собрания

Т. Мавриной единственной из русских художников-иллюстраторов детских книг была присуждена международная премия Андерсена, которой с 1956 года награждаются лучшие иллюстраторы всего мира.

В одной из витрин увидела росписи, сделанные художницей на бутылках, других сосудах. Прекрасны все, а те, что на берестяных лукошках, – просто восторг.


Бутылка «Всадник. Городецкий мотив», 1955 г., из частного собрания

И я тоже очень люблю Городец и городецкую роспись. А на картине любопытнейшим образом переплелись сказка и жизнь. Вглядитесь.


Откуда такой уникальный стиль художницы, откуда и почему любовь к народному, наивному искусству, к промыслам? Почему такая яркость и простота? Я нашла ответы на эти вопросы на выставке. Заинтересовавшиеся или те, у кого во всполохах воспоминаний промелькнули-таки иллюстрации художницы, могут заглянуть, например, сюда.
Tags: Разное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments