Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

О ВЫСТАВКЕ В МУЗЕЕ ВОСТОКА

Я успела попасть на не большую, но очень насыщенную выставку по своей сути и по эмоциональному воздействию на зрителя, на меня, т.е. Она проходила в Музее Востока и называлась «Неувядающий сад». Несложно догадаться, что именно название во многом подвигло меня посмотреть ее. И еще тот факт, что показывавшаяся турецкая коллекция не входит в состав постоянной экспозиции музея, а последняя выставка керамики проходила там очень давно.
 
В анонсе выставки на сайте было только одно фото керамического блюда. Но оно было необычно и завораживающе. А, когда я увидела его и другие «живьем», впечатления только усилились.

 
Понятно, что мусульманский орнамент растительный и/или геометрический. Что может удивить? Баланс. Сбалансированность цветовой гаммы: не режущая глаз яркость, но и не скучность цвета. А еще количественный баланс растительного декора, когда его элементы не мельтешат, но и пустот при этом нет.


На обоих фото – образцы блюд из полуфаянса, с подглазурной росписью середины XVI в. Все они из  города Изник, центра одного из самых знаменитых видов прикладного искусства Османской Турции – расписной керамики XVI-XIX вв.
 
Смотреть на изображенные в своеобразной манере тюльпаны, гвоздики, розы, гиацинты, нарциссы и хризантемы, цветки сливы и персика, когда за окном зима, – это уже удовольствие. И оно вполне сравнимо с восхищением, вызываемым этими растениями в живой природе. А еще восхищаешься тому, что эта посуда изготовлена в XVI веке, а выглядит, будто вчера. Настолько свежи краски, и настолько она не устарела.


Кувшин, Изник, середина XVI века, полуфаянс, подглазурная роспись
 
Кто догадается, только глядя на фото и не опуская глаза ниже в текст, что это?

 
Похожи на знаменитые турецкие медные подносы. Эти предметы для подносов, но не они. Слева: бархатное покрывало для кофейной церемонии. XIX в., шелк, хлопок, пайетки, канитель, ручная вышивка. Справа: покрывало на поднос. XIX в., шелк, хлопок, металлическая нить, ручная вышивка.
 
Я долго стояла перед этими покрывалами прекрасных кофейно-шоколадных оттенков и почти ощущала аромат того и другого, а вокруг меня начала разливаться томная восточная нега. Я была в зале одна, никто и ничто не помешали мне на минуточку погрузиться в нирвану.
 
На такие покрывала и ставили, наверное, подобные кофейные чашки, блюдца и кофейник.


Стамбул, 2-я половина XIX века. Красная глина, ангоб, лощение,
рельефная резьба, серебрение, позолота


Цвета восхитительные
 
В одной из витрин мое внимание привлек предмет. Чем?



Правильно. Формой. Он похож на колокольчик, но не он. Вещь, тем не менее, замечательная.


Флакон для розовой воды (гюлябдан). Кютахья, 1-ая половина XVIII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
 
Еще я очень люблю изразцы и много фотографировала их в Ярославле, в Новоиерусалимском монастыре, других местах. Была рада увидеть их на выставке.

 
Были у меня в коллекции два колокольчика с изображением дервишей. К рассказу о них в качестве иллюстрации можно было бы добавить вот эту миниатюру XIX века.


Пляска дервишей. Непрозрачная акварель
Tags: Разное
Subscribe

  • ПАВЛИН С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ

    Делала раскрашку. На ней проявился павлин с колокольчиками на заднем плане. Колокольчики похожи на традиционные японские. Они называются…

  • САГА О СКИРЕ

    В последнее пребывание в Америке я попробовала неизвестный мне доселе кисломолочный продукт, скир, и в подробностях описала свои впечатления и…

  • ПЕРЕЧИТЫВАЯ «АННУ КАРЕНИНУ»

    Перечитывала я в очередной раз «Анну Каренину». И, как всегда, встретила, возможно, известное, но забытое, а возможно, то, на что раньше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments