Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

КОЛОКОЛЬНОЕ В РОМАНЕ «АННА КАРЕНИНА»

Во время недавнего перечитывания «Анны Карениной» я фиксировала почти все случаи упоминания там колокольчиков и звонков. Вот что из этого получилось.

Дужный колокольчик упоминается дважды. Первый раз, когда Степан Аркадьич приезжает в деревню к Левину. «Подъезжая домой в самом веселом расположении духа, Левин услыхал колокольчик со стороны главного подъезда к дому». И второй раз, когда к Левину в деревню приезжает брат Николай. «В девять часов послышался колокольчик и глухое колебание кузова по грязи».

Трижды в романе встретятся бубенцы. После дум бессонной летней ночью о том, как ему перейти от старой жизни к новой, воодушевленный Левин шел из луга к деревне. «Это что? Кто-то едет?» – подумал он, услыхав бубенцы, и поднял голову». В карете, которую он заметил, ехала Кити, выглянувшая один только раз. Но этого было достаточно, чтобы Левин понял, что он по-прежнему любит ее. «Она не выглянула больше. Звук рессор престал быть слышен, чуть слышны стали бубенчики».

Лиричнейший эпизод главы, с завязкой, развитием действия и концовкой, с собственной внутренней энергией, очень музыкальный – бубенчики же! – необыкновенно живописный – перламутровая раковина из облаков – показывает сходство происходящего в природе и внутри человека. Звук бубенчиков затихает, раковина бесследно исчезает, и недосягаемая перемена свершается в небе и в душе Левина.

Потом, позже Левин рассказывает Кити о встрече ее на дороге: «Чудное утра было. Я иду и думаю: кто это четверней в карете? Славная четверка с бубенчиками, и на мгновенье вы мелькнули».

Чтобы закончить с каретами, скажу об упоминании некоего предмета в ней. Вронский в карете едет на свидание с Анной. «Ничего, ничего мне не нужно, кроме этого счастья», – думал он, глядя на костяную шишечку звонка в промежуток между окнами и воображая себе Анну такою, какою он видел ее в последний раз». Понятно, что речь идет о звонке с костяной шишечкой, чтобы ее нажимать. Но непонятно, где этот звонок расположен. Между окнами? И зачем звонить? Чтобы кучер остановился?

Тема лошадей продолжается. Всем памятен эпизод скачек. Речь идет о звонке, извещающем о начале очередного заезда. Не написано, что было источником звонка, как он подавался. «Шли, вероятно, вторые скачки, потому что в то время, как он [Вронский] входил в барак, он слышал звонок». Почему это был звонок, а не звон колокола?

Звонок сигнализировал и об окончании заезда. «Вронский незаметно вошел в середину толпы почти в то самое время, как раздался звонок, оканчивающий скачки».

Другой эпизод, но тот же вопрос: почему звонок, а не сигнал колокола? На станциях же как раз звонили в колокол. Анна хотела уехать в деревню к матери Вронского. На железнодорожной станции «раздался звонок» – сигнал о начале посадки в поезд.

Звонят в звонок у входной двери. «Анна взглянула в окно и увидала у крыльца курьера Алексея Александровича, который звонил у входной двери».

А вот кто, как и в какие звонки звонил, когда Анна приехала к княгине Тверской, непонятно. Анне «хотелось вернуться назад и послать ему [Вронскому] письмо, чтобы он приехал к ней, или самой ехать к нему. Но ни того, ни другого, ни третьего нельзя было сделать: уже впереди слышались объявляющие о ее приезде звонки…»

В паре эпизодов, где речь идет о чаепитии, возможно, имеются в виду специальные металлические чайные колокольчики. А возможно, они просто вызывные. На дачу, где живет Анна с сыном, приехал Каренин. Перед прогулкой Анна предлагает ему чай:
– Хотите чаю? – Она позвонила.
Реплика Анны в диалоге с Вронским: «Позвони, я велю подать чаю».

Очень-очень много в романе звонят. Но только пару раз ясно, что используют сонетку. В начале романа уличенный женой в связи с гувернанткой Степан Аркадьич, успокаивая себя «Там видно будет», «подошел к окну, поднял стору и громко позвонил. На звонок тотчас же вошел старый друг камердинер Матвей».

После написания личного письма Алексей Александрович занялся служебными делами. «Исписав лист бумаги, он встал, позвонил и передал записочку к правителю канцелярии».

Во всех остальных случаях непонятно, то ли дергают за шлейф сонетки, то ли используют просто вызывной колокольчик. Каренин пишет письмо Анне. «Сложив письмо и загладив его большим массивным ножом слоновой кости и уложив в конверт с деньгами, он с удовольствием… позвонил.”Передашь курьеру, чтобы завтра доставил Анне Аркадьевне на дачу, – сказал он и встал”».
Анна получает письмо:
– Курьер просит ответа, – доложил лакей.
– Ответа? Да, – сказала Анна, – пускай подождет. Я позвоню.

Родившаяся у Анны девочка заболела. Каренин «позвонил и велел вошедшему слуге послать опять за доктором». Потом звонит Анна. «Она позвонила и велела принести ребенка». Вронский «хотел подхватить [графин], уронил и с досады толкнул ногой стол и позвонил».

Во всех предыдущих примерах указано, кто, собственно, звонит. А вот пара предложений, где деятель не назван. Прислуга Анны «извинилась, что вошла, сказав, что ей показалось, что позвонили». Утром в день, когда Левин собирался делать предложение Кити, он «вошел опять в номер и потребовал кофе. Денной лакей… принес ему. Левин хотел вступить с ним в разговор, но лакею позвонили, и он ушел».

Необычно для современного русского языка и такое употребление падежа, когда вместо дательного идет винительный. Я думаю, это связано с тем, что глагол «позвонить» (кому?) употребляется в значении «вызвать» (кого?). Вронский просыпается. «Была уже половина девятого. Он позвонил человека, поспешно оделся и вышел на крыльцо». Точно так же в примере с Анной: «Она позвонила девушку…»

Последний пример упоминания звонка. Вронский уехал после ссоры с Анной. «Нет, это не может быть!» – вскрикнула она и, перейдя комнату, крепко позвонила». Что это означает? Как понимать слово «крепко»? Если это сонетка, то Анна сильно за нее дернула? Или, если вызывной, скорее, бронзовый колокольчик, то она громко в него трезвонила?

Я нашла иллюстрацию к одному из эпизодов романа. Роман был проиллюстрирован Орестом Георгиевичем Верейским, народным художником РСФСР, членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Комплект из 16 открыток был выпущен издательством «Изобразительное искусство» в 1979 году. В самом эпизоде колокольчик не фигурирует. Но на иллюстрации он есть!



«Алексей Александрович прошел в ее кабинет. У ее стола боком к спинке на низком стуле сидел Вронский и, закрыв лицо руками, плакал. Он вскочил на голос доктора, отнял руки от лица и увидел Алексея Александровича. Увидав мужа, он так смутился, что опять сел, втягивая голову в плечи, как бы желая исчезнуть куда-нибудь; но он сделал усилие над собой, поднялся и сказал:

– Она умирает. Доктора сказали, что нет надежды. Я весь в вашей власти, но позвольте мне быть тут... впрочем, я в вашей воле, я...

Алексей Александрович, увидав слезы Вронского, почувствовал прилив того душевного расстройства, которое производил в нем вид страданий других людей, и, отворачивая лицо, он, не дослушав его слов, поспешно пошел к двери».

И наконец. Недавно я опять сходила в Литературный музей Л.Н. Толстого на Пречистенке. Там  ни в одной витрине ни одного колокольчика нет. Но один я всё-таки увидела, на фотографии.
 
Снимок сделан намного позднее окончания работы над  «Анной Карениной». Но я подумала, что будет уместно добавить его сюда, поскольку Толстой сфотографирован в Ясной Поляне, там, где роман им писался.
 

Толстой и Маковицкий в спальне Толстого. Ясная Поляна, 27 марта 1909 г.
Фотография В. Г. Черткова и Т. Тапселя.
Взято с http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/bio/makovickij-yasnopolyanskie-zapiski/1909-yanvar.htm



Изображение колокольчика ближе
Tags: Колокольчики/колокола и литература
Subscribe

  • ТОРОПЕЦ: ДЕВЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

    ЧАСТЬ II Начало здесь. И так в душе царил полный раздрай, а тут его ещё, как куполом, накрыл просто сюр, конкретный, безусловный и ярко…

  • ТОРОПЕЦ: ДЕВЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

    ЧАСТЬ I Первая поездка в Торопец была у нас с Артом 9 лет назад. Если кто прочитает тот давнишний рассказ, то почувствует, что тон и настроение…

  • В УСАДЬБЕ ДРАМАТУРГА ОСТРОВСКОГО

    Этим летом исполнилось мое давнее желание побывать в Щелыково, усадьбе драматурга А.Н. Островского. Посещение получилось необычным, поскольку оно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments