Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

КАРТИНА ФРАГОНАРА НА КОЛОКОЛЬЧИКЕ

«В третий раз закинул он невод», – говорится у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке». Так и со мной получилось, только не в сказке, а в истории с одним колокольчиком. С тех пор, когда я его купила и всмотрелась в изображение, я стала безуспешно вспоминать, ну где же, где я его видела. То, что оно, изображение, – деколь («переводилка») с оригинала и то, что сюжет мне ранее встречался, сомнений не вызывало. Но определить автора сразу не удалось, а потом руки не доходили.



Посещение выставки «Monument du costume» в Царицыно заставило меня опять вспомнить колокольчик, потому что на прекрасных гравюрах, что я там увидела, те же галантные сцены на лоне природы с налетом легкой эротики, пикантные сюжеты в будуарах и парках с амурами помимо людей.

И я опять порылась в интернете, и второе закидывание невода принесло улов. Я нашла фотографии предметов декоративно-прикладного искусства, на которых изображена точно такая же сценка, что и на колокольчике. Именно этот сюжет под названиями «Дама и кавалер», «Влюбленная пара» можно видеть на декоративных фарфоровых тарелках, вазах, шкатулках.  Они выпускались во Франции, в Германии, Англии. Любопытно, что костюмы молодых людей, весь антураж свидетельствуют о последней трети XVIII века, а время изготовления предметов – конец XIX-начало XX веков, стиль модерн.




Таким образом, половина загадки была решена. Первый же комментарий к моему опубликованному на радостях по этому поводу материалу пришел от коллекционера колокольчиков Ирины Колтаковой. Она-то и сообщила фамилию художника. Ура. А Ирине спасибо.

Возвращаюсь к колокольчику в третий, надеюсь, последний раз.

Итак, автор Жан-Оноре Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard) (1732-1806) – французский живописец, гравёр.


«Автопортрет», 1770 год Взято с https://commons.wikimedia.org

Фрагонар единодушно признается исследователями французского искусства одним из самых ярких, блестящих мастеров своей эпохи.

В его творчестве было три этапа. На первом – создание произведений в стиле рококо и одновременно изучение Рембрандта. Затем пятилетнее пребывание в Италии, где он работал над пейзажными рисунками.  Достаточно быстро после возвращения во Францию Фрагонара единогласно принимают в Академию художеств. А потом художник отказывается от академической карьеры и со второй половины 1760-х годов начинает писать картины в галантном жанре.


Как пример картина «Свидание», 1771-72. Взято с https://gallerix.ru/

Рисунок грациозен и изящен.  Это фрагонаровский почерк, его уже узнают; в начале 1770-х годов появляется выражение «написано a la Fragonard».

Сейчас во Франции есть фабрика и музей духов, названные в честь Жан-Оноре Фрагонара, а в последние годы жизни художник остался не у дел и умер почти полностью забытым.

И, наконец, искомая картина.


«Любовные письма». Еще одно название «Узы любви» (1771-72)
Взято с https://art.goldsoch.info

Картина находится в Коллекции Фрик, Нью-Йорк (Frick Collection, New York). На ней типичная фрагонаровская сценка со свойственными рококо эфемерностью и театрализацией. И вот ее воспроизведение на колокольчике.

Tags: колокола и колокольчики в живописи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments