Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

КОЛОКОЛЬЧИКИ НА ФРАНЦУЗСКИХ ГРАВЮРАХ

«Monument du costume». Так называется новая выставка в Царицыно. На самом деле, что по-французски, что по-русски полное название звучит очень-очень длинно. Для краткости и для понимания его уменьшили до «Картины жизни конца XVIII столетия».
 
Выставка необычна, поскольку на ней представлены не только гравюры, а и произведения прикладного искусства в дополнение к ним, как иллюстрация. 
 
Я не любитель гравюр, но именно эти рассмотрела все до одной. Возможно, как раз потому, что в витринах рядом выставлены «живьем» изумительной красоты экспонаты: платья, обувь, севрский фарфор и парижская бронза, мебель и скульптура, веера и табакерки, отобранные в соответствии со вкусами и модой того времени. Вещи предоставлены моими самыми-самыми любимыми музеями: Историческим, музеями-заповедниками «Петергоф», «Останкино», «Кусково», «Архангельское», Музеями Московского Кремля и другими. Всё вместе – гравюры и их «иллюстрации» – образуют гармоничный, единый ансамбль.
 
Сцены быта французской знати изображены максимально подробно, с мельчайшими деталями: одежда, интерьер, предметы декора, «музыкальные инструменты, породы собак, места для прогулок, виды карточных игр, типы рукоделия, разновидности охоты и способы воспитания детей». Поэтому эти гравюры считаются чем-то вроде визуальной энциклопедии своей эпохи.
 
Подготовительные рисунки «были созданы Жан-Мишелем Моро Младшим (1741-1814), великолепным рисовальщиком, служившим при дворе, вхожим в высший свет и потому хорошо знавшим образ его жизни».


Франсуа Гуно «Портрет Жан-Мишеля Моро Младшего. До 1825 года» Взято с  Wikimedia Commons
 
На двух гравюрах я увидела колокольчики. Уж я вглядывалась в них, вглядывалась, но мне они показались достаточно простыми. Видно, что они металлические, вызывные, но никакого декора на них нет.
 

«Подъем ото сна», 1781, бумага, офорт, резец




«Это сын, месье!», 1776

Служанка врывается в кабинет, восклицая: «Это сын, месье!» Счастливый отец вскидывает руки и порывается встать с кресла. «Чувствительность молодого отца сочетается с его деловитостью: он показан в рабочем кабинете, центр и главное украшение которого – просторный письменный стол. На столе – чернильница с колокольчиком, книга, письма, печатка для сургуча».

 
К выставке издан прекрасный каталог, как всегда, толстенный роскошный фолиант. Листая его, я увидела фотографию.


Туалетный прибор, принадлежавший княгине Н.П. Голицыной, той самой, что послужила прототипом графини в пушкинской «Пиковой даме»
 
Фотография, я полагаю, включена в каталог, т.к. хронологически и тематически прибор соответствует экспонатам выставки. Видно, что в его состав входят подсвечники, кувшин и миска для умывания, колокольчик для вызова слуг, а также множество шкатулок, баночек и чаш для косметики и туалетных принадлежностей…»


Источник:

 
Tags: колокола и колокольчики в живописи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments