«Monument du costume». Так называется новая выставка в Царицыно. На самом деле, что по-французски, что по-русски полное название звучит очень-очень длинно. Для краткости и для понимания его уменьшили до «Картины жизни конца XVIII столетия».
Выставка необычна, поскольку на ней представлены не только гравюры, а и произведения прикладного искусства в дополнение к ним, как иллюстрация.
Я не любитель гравюр, но именно эти рассмотрела все до одной. Возможно, как раз потому, что в витринах рядом выставлены «живьем» изумительной красоты экспонаты: платья, обувь, севрский фарфор и парижская бронза, мебель и скульптура, веера и табакерки, отобранные в соответствии со вкусами и модой того времени. Вещи предоставлены моими самыми-самыми любимыми музеями: Историческим, музеями-заповедниками «Петергоф», «Останкино», «Кусково», «Архангельское», Музеями Московского Кремля и другими. Всё вместе – гравюры и их «иллюстрации» – образуют гармоничный, единый ансамбль.
Сцены быта французской знати изображены максимально подробно, с мельчайшими деталями: одежда, интерьер, предметы декора, «музыкальные инструменты, породы собак, места для прогулок, виды карточных игр, типы рукоделия, разновидности охоты и способы воспитания детей». Поэтому эти гравюры считаются чем-то вроде визуальной энциклопедии своей эпохи.
Подготовительные рисунки «были созданы Жан-Мишелем Моро Младшим (1741-1814), великолепным рисовальщиком, служившим при дворе, вхожим в высший свет и потому хорошо знавшим образ его жизни».

Франсуа Гуно «Портрет Жан-Мишеля Моро Младшего. До 1825 года» Взято с Wikimedia Commons
На двух гравюрах я увидела колокольчики. Уж я вглядывалась в них, вглядывалась, но мне они показались достаточно простыми. Видно, что они металлические, вызывные, но никакого декора на них нет.

«Подъем ото сна», 1781, бумага, офорт, резец


«Это сын, месье!», 1776
Служанка врывается в кабинет, восклицая: «Это сын, месье!» Счастливый отец вскидывает руки и порывается встать с кресла. «Чувствительность молодого отца сочетается с его деловитостью: он показан в рабочем кабинете, центр и главное украшение которого – просторный письменный стол. На столе – чернильница с колокольчиком, книга, письма, печатка для сургуча».

К выставке издан прекрасный каталог, как всегда, толстенный роскошный фолиант. Листая его, я увидела фотографию.

Туалетный прибор, принадлежавший княгине Н.П. Голицыной, той самой, что послужила прототипом графини в пушкинской «Пиковой даме»
Фотография, я полагаю, включена в каталог, т.к. хронологически и тематически прибор соответствует экспонатам выставки. Видно, что в его состав входят подсвечники, кувшин и миска для умывания, колокольчик для вызова слуг, а также множество шкатулок, баночек и чаш для косметики и туалетных принадлежностей…»

Источник: