Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

ЗАЧЕМ КОЛОКОЛЬЧИКИ НА КАРТИНЕ В. ПЕРОВА?

«Настоящее удовольствие от хобби, – говорит Гарольд Ллойд (Harold Lloyd), – заключается в его, хобби, способности завладевать вами, подстегивать вас, втягивать в сложности, с ним связанные, с тем чтобы вы попытались понять, преодолеете ли вы их». Обо всех коллекционерах колокольчиков не скажу, но ко мне высказывание точно относится. 
 
Прислали мне письмо с фотографиями двух картин Василия Перова «Дворник, отдающий квартиру барыне».


Картина написана в 1865 году. Взято с https://gallerix.ru/

Вглядитесь, у окна каморки висит колокольчик.


Авторская копия, написана в 1878 году. Взято с https://kulturologia.ru/

Здесь колокольчик, хорошо заметный, на уже более длинном проводе висит над окном.
 
Мне задали вопросы: зачем Перов «передвинул» колокольчики и зачем они вообще на дворницкой каморке?
 
Сначала пришлось разобраться, в чем смысл обеих картин.
 
После отмены крепостного права в 1861 году началось разорение дворянства. Многие дворяне-помещики покидали деревню, как, вполне возможно, изображённые на картине мать и дочь. Они приехали в город на поиски дешевой квартиры для проживания.
 
Сцена, судя по всему, происходит во дворе доходного дома, в котором квартиры сдавались в аренду. Причем на верхнем этаже, куда и указывает дворник дворянкам, селились наименее обеспеченные жильцы. 
 
Матери приходится задирать голову, чтобы говорить с ним. Ее дочь, не привыкшая к грубости и хамству, отвернулась. Видно, что ей стыдно перед мужчиной, но не за себя, а за него самого, за грубые манеры и сваливающиеся штаны.

Владельцы доходных домов часто отправляли новых арендаторов «к дворнику», потому что его должность предполагала не только уборку территории, а и содержание двора в целом. Эту фразу дворник записал так, как слышал: кодворнику, что уже говорит о его безграмотности. А в варианте 1878 года Перов безграмотность даже усилил, превратив надпись над дверью в «кадворнику». Женщин при этом он изобразил одетыми еще беднее, а дворника еще более одутловатым и разъяренным.
 
Почему дворник встал на крыльцо, чтобы быть выше дворянок? Не только потому, что пьян и не только ради демонстрации им своего презрения. А потому, что в доходных домах, если собственник дома проживал в другом месте, дворник обладал правом сдавать комнаты и квартиры. Поэтому дворянки, смирив гордыню, пришли именно к нему и с ним ведут разговор.
 
Теперь немного собственно о профессии дворника в годы, когда были написаны оба полотна. Она была уважаема, причем настолько, что позднее, в честь 300-летия дома Романовых, лучшие дворники в числе других госслужащих награждались медалями.
 
Помимо исполнения прямых обязанностей дворник следил за порядком, являлся охранником и швейцаром. Крупные домовладельцы содержали специальный «дворничий корпус». Возглавляли его старшие дворники, которым подчинялись младшие. Они были, как правило, здоровые, нестарые крестьяне, в поисках заработка перебравшиеся в город. Жили они без семей по дворницким, которые, как на картине, часто размещались во дворе доходных домов. Жили они очень экономно, копили деньги для деревни, где у них оставались семьи.
 
Дворники были обязаны жить постоянно на закрепленной за ними территории и назначались на свою должность исключительно с ведома полиции, в которой на каждого из них заводилась учетная карточка. Почти все они работали осведомителями, за что получали от полицейского управления прибавку к жалованью.
 
Чтобы попасть во двор, надо было пройти через ворота. В светлое время суток дворник не пускал на свою территорию шарманщиков, торговцев вразнос, следил, чтобы не выносили вещей без сопровождения жильцов. А вечером закрывал ворота на большой замок и, если посторонние хотели войти в дом, спрашивал, куда, к кому и зачем они идут.
 
И вот наконец ответ на вопрос, почему на картине колокольчик на проводе.

 
С двенадцати часов ночи, чтобы попасть в дом, нужно было позвонить в находящийся у ворот электрический/механический звонок или «дёргалку» с прибитой под ним дощечкой с надписью: «Звонок к дворнику». В нашем случае надпись «кодворнику» висит не у ворот, а над дверью дворницкой. А на стене прикреплен не звонок, а колокольчик. То, что на картине 1878 года художник чуть поменял его местами по сравнению с тем, где он висит в первом варианте, не принципиально.

Источник:
Tags: колокола и колокольчики в живописи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments