Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

ПРЕДМЕТ В ФОРМЕ КОЛОКОЛЬЧИКА НА КАРТИНЕ

В начале XX века Генриетту Леопольдовну Гиршман называли «самой красивой дамой Москвы». Она была женой Владимира Осиповича Гиршмана, предпринимателя  и коллекционера, и сама собирала русскую живопись, мебель работы русских мастеров, предметы декоративно-прикладного искусства. Собрание русской живописи Гиршманов было широко известно в Москве, а Владимир Осипович принадлежал к числу крупнейших коллекционеров своего времени.

В доме четы  часто бывали видные деятели русской культуры: В. Серов, К. Сомов, А. Бенуа, Б. Кустодиев, Е. Лансере, В. Брюсов, К. Бальмонт, К. Станиславский, В. Качалов и другие. Генриетту Леопольдовну не раз писали известнейшие художники.

Однажды Владимир Осипович купил дорогой мебельный гарнитур из карельской березы, и В.Серов, увидев Гиршман в будуаре, обставленном этой мебелью, среди хрустальных флакончиков и безделушек, решил написать ее. Работа заняла год, и ее итогом стал «Портрет Генриетты Гиршман у туалетного столика. 1907 год».


Взято с  https://upload.wikimedia.org/

Картина хранится в Третьяковской галерее. Я долго стояла перед полотном, любуясь высокомерно-элегантной Генриеттой Леопольдовной и всматриваясь в красно-желтый предмет, что справа на картине.



Он очень похож на колокольчик в форме женской фигурки. Хочется, конечно, думать, что так оно и есть, но, по всей видимости, предмет – просто флакон духов или чего-то другого парфюмерно-косметического. На всякий случай спросила мнения Алана Бургдорфа (Alan Burgdorf). Он также не уверен, считает, предмет вполне может быть и колокольчиком, и чем-то другим.

Что касается Генриетты Леопольдовны, то  после 1922 года она с мужем эмигрировали, оставив в своем московском особняке часть коллекции и архив. Последние годы жизни она жила в Нью-Йорке и умерла в очень почтенном возрасте в 1970 году.

Послесловие
Ответ на своего рода загадку был прислан одной из читательниц сразу после опубликования этого поста.
«Думаю, что выбор колоритов портрета 1907 г. не совсем случайный. Это была моя туалетная комната, стены были затянуты холстом сероватым (Серов очень любил серый цвет), и на нем желтая карельская береза и зеркала хрусталя создавали большую гармонию, оттого и я одета в черном с большим горностаем, и оттого кожа на моем лице сероватая (бритая, как находили многие). Один только мазок красный, это подушка для булавок, на туалете» (из ответов Г.Л. Гиршман на вопросы И.С. Зильберштейна о работе Серова над портретом).
Я не знаток подушек для булавок, но показалось немного странным, что она, подушка, сделана явно в форме колокольчика, да еще и женской фигурки.
Tags: Разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments