ИЮЛЬ
***
В романе «Коронация» Б. Акунина читаю: «Хороший дом, содержащийся в идеальном порядке, всегда видно по тому, одинаковое ли время в нем показывают часы в разных комнатах». Верно! В доме порядок может быть и не идеальным, но, если часам в нем уделяется внимание, дом уже точно хороший. Точнее, хорош его хозяин или хозяева.
***
В романе «Коронация» Б. Акунина читаю: «Хороший дом, содержащийся в идеальном порядке, всегда видно по тому, одинаковое ли время в нем показывают часы в разных комнатах». Верно! В доме порядок может быть и не идеальным, но, если часам в нем уделяется внимание, дом уже точно хороший. Точнее, хорош его хозяин или хозяева.
Я, например, не выношу, если несколько имеющихся в доме часов показывают разное время, а если какие-нибудь еще и не работают… Это говорит о том, что живущие там люди ко времени относятся безалаберно. Они вовремя не позвонят, не сделают, не напишут, не передадут, не доставят и не купят того, что требуется. Такие люди не (до)понимают ценности и уникальности времени.
***
Я впервые ела рыбу с пиратским названием баррамунди. Если по-простому, то это белый окунь, но от перемены названия он не перестает быть хищной рыбой. У нее два выдающихся достоинства: кости почти отсутствуют, а мясо остается сочным даже после длительной термической обработки.
***
***
Дважды в течение месяца разные люди поинтересовались моей профессией. Первый раз вопрос прозвучал так: «А вы журналист?» Второй раз шло утверждение: «Так вы искусствовед».
***
***
А я не знала того, что, оказывается, знаменитые «Подмосковные вечера» изначально были «Ленинградскими».
***
***
Проехали самый длинный перегон московского метро, причем, не зная заранее об этом. Он между метро «Крылатское» и «Строгино». 6627 метров. Я метро не боюсь, но тут, скажу я вам, ощущения! Поезд нёсся и нёсся, только рельсы визжали, и уши закладывало. Казалось, что по какому-то секретному тоннелю давно уже едем по Московской области. В никуда. На часы не смотрела, но в инете видела разные цифры. От 7 до 9 минут мчится там поезд.
***
***
Читая программу заинтересовавшего меня фестиваля садов и цветов, увидела словосочетание «топиарное искусство». Фигурную стрижку деревьев и кустарников, т.е. то, что это словосочетание, собственно, и означает, знала и даже целый сад такой видела. А вот со словом топиарный, которое калька с английского topiary, не встречалась никогда. И английского topiary тоже не знала.
***
***
Если кратко описать обычное лето в наших краях, то получится так: июнь – еще не, август – уже не. Но если говорить о лете нынешнем, то добавлю: июль – вовсе не (самый жаркий месяц).
***
***
Заметила, как часто в последнее время встречаю слово «прокрастинация». Я его не знала и, соответственно, им не пользовалась. Уточнив значение, понимаю, что прокрастинация как понятие/явление мне хорошо известно. “«Завтра, завтра, не сегодня», – все ленивцы говорят” – вот что это такое, если немножко упростить. Меня только удивляет, почему вдруг этой самой прокрастинации сейчас столько внимания.
***
***
Прочитала в новостях, что в один из выходных дней «больше 15 тысяч человек пришли в парк Горького на битву тортов». Не знаю, сколько среди этих тыщ было именно участников. Но, знаете, что они делали? Они «в защитных костюмах запускали друг в друга сладкими снарядами».
Возможно, я скучный, старомодный человек. Но в этой новости меня покоробило всё. И количество пришедших смотреть метание тортов (на некоторых сайтах фигурировала цифра 30 тысяч!), и защитные костюмы метателей (как предусмотрительно!), и название развлечения – битва тортов (как остроумно!), и название того, чем кидались участники – сладкие снаряды (какой оксиморон!).
Я бы сравнила «забаву» с уничтожением санкционных продуктов питания – сыров, яблок и далее по списку. Всё давится бульдозерами и зарывается в землю, чтобы, ни-ни, ни кусочка, ни дольки не досталось никому. У нас ведь жируют пенсионеры, объедаются старики и старухи в домах престарелых, инвалиды в психоневрологических интернатах едят на десерт исключительно торты, а дети в детских домах так прямо от «сладких снарядов» нос воротят.
Какой позор. Какое стыдобище. Какая дикая перевернутая реальность.
АВГУСТ
***
Ездили с группой по городкам Ивановской области. В одном из них в краеведческом музее экскурсию должна была проводить его директор, о чем она была заранее уведомлена. Мы приехали, нас не только никто не встречает, но и музей вообще на замке. Гид, деликатно отойдя подальше в сторонку от группы, начинает звонить.
Что в итоге оказалось? У
За 25 лет наших путешествий подобный казус произошел впервые, и я точно знаю, о чем он свидетельствует и результатом чего является.
***
В другой поездке, тоже двухдневной, удивилась, увидев среди туристов нашей группы детей детсадовского возраста. Девочка лет пяти была с обоими родителями, такой же мальчик – с отцом. Я с детьми не разговаривала, но быстро поняла, что они путешествуют уже давно, поэтому привыкли и знают, как вести себя в автобусе, на экскурсии и т.д. Никаких неудобств – капризы, шалости – они не создавали, никаких проблем – усталость, отсутствие интереса, неожиданная надобность в посещении туалета – не испытывали. Или, по крайней мере, не показывали.
Во время экскурсий, которых было много, они не отбегали от группы, а стояли тут же и слушали рассказы. Ну, может, не все и не до конца, но главное запоминали, это точно. Вот доказательство. В одном из городков все стояли около самого красивого дома, восхищались, экскурсовод вел о нем рассказ. На следующий день в автобусе ехали по той же улице, но уже в обратном направлении. Мальчик взглянул в окно, узнал каким-то образом улицу и сказал отцу: «Сейчас опять красоту увидишь», имея в виду тот замечательный дом.
А вот разговор детей между собой, что я услышала. Мальчик спрашивает:
– Ты в Туле была?
– Была.
– А мы в Калуге были.
– И я была. В Музее космонавтики.
Т.е. дети прекрасно помнили и названия мест, и что именно они там видели.
И еще мальчик признался соседке по автобусу, что у него есть мечта. Он хочет покататься, так он сказал, на большом теплоходе, где много-много этажей, т.е. на океанском лайнере. Стал у нее уточнять, сколько это стоит, есть ли там места, где детям играть, сказал, что он хочет, чтобы каюта была на самом верхнем этаже, т.е. палубе. Объясняя свою мечту, добавил: «На маленьком корабле (видимо, прогулочном теплоходе) я уже катался».
***
«На свете нет ужаснее напасти,
Чем идиот, дорвавшийся до власти».
Л. Филатов
Две неточности: 1) наш не дорвался, ему ее дали, 2) наш – не идиот, он – на-а-амного хуже.
***
Июль и август – два самых жарких, самых ярких месяца – мы жили без солнца. Когда оно, наконец, проглядывало, так мало, так изредка, радовались, как дети подземелья.
***
***
В сувенирном магазине усадьбы Остафьево увидела заварочный чайничек с декольным портретом Пушкина. И чашки: чайные и кофейные, с блюдцами и без. Всё тоже с Пушкиным, с разными его изображениями. Чашку (чашечку) принимаю в качестве предмета посуды для использования. Чайничек – категорически нет.
Рационально объяснить не могу, только на уровне эмоции. Чашка с Пушкиным – пойдет, чтобы из нее пить хороший напиток, по мне, это достойно и эстетично. Чайничек с Пушкиным – вульгарно для себя и оскорбительно для поэта.
***
Очень люблю писателя Людмилу Улицкую. Уважаю ее как человека и гражданина. Тем больнее постигшее меня разочарование. В одном из последних интервью ее спросили о ее отношении к Чехову. Она считает, что в произведениях Чехова есть только a) «удивительная нелюбовь и презрение к человеку». И этим b) «Чехов близок к Достоевскому». Что c) «пьесы и большинство рассказов Чехова о недочеловеках», что d) «прекрасного человека Чехов не показал».
Право Улицкой, конечно, так думать, но я категорически не согласна с такой оценкой и, более того, она, оценка, мне очень неприятна. Как может писательница, тончайший психолог, столь чудовищно то ли заблуждаться, то ли недопонимать? Как?
***
С точки зрения интеллектуального развития за годы путинского режима произошла дебилизация народа. С точки зрения нравственности – его оскотинивание.
***
***
Словосочетание «импрессивное шоу» давно стало привычным. А я недавно встретила «иммерсивное шоу». Интересно, приживется ли этот вариант в русском языке?
***
***
Пребывание в гостинице 5 звезд в Турции – это, конечно, борьба. Борьба с искушениями системы «шведский стол»: не пробовать всё подряд, не есть то, что не надо, не есть в ужасающем количестве то, что любишь, не есть в странной последовательности, не есть, как я привыкла, после 6 часов вечера, не смотреть на бесконечные ряды десертов, вызывающих обильное слюнотечение, и на уложенную уступами выпечку, дурманящую своими ароматами.
***
***
Яблоко может быть сочным, по цвету – красивым. Но если оно не пахнет яблоком, то точно невкусное. Неоднократно проверенный факт. Он касается всех ягод-фруктов-овощей, имеющих ярко выраженные вкус и запах.
СЕНТЯБРЬ
СЕНТЯБРЬ
***
За всю мою жизнь у меня было несколько наручных часов. Первые, в мои 12-13 лет, мне подарила бабушка.
За всю мою жизнь у меня было несколько наручных часов. Первые, в мои 12-13 лет, мне подарила бабушка.
Я потеряла их все, за исключением последних, подаренных Артом. Но и их нет. Не помню, ни что с ними сталось, ни куда они делись.
Одно точно: с момента покупки первого мобильного телефона часы мне стали абсолютно не нужны.
***
***
Можно сказать так: «два дня», «три чайные ложки», «четыре часа» и т.д. А можно так: «дня два», «ложки три», «часа четыре». В чем разница? В первом случае есть уверенность и определенность, во втором они отсутствуют. А казалось бы, всего-навсего переставлены местами числительное и существительное.
***
***
К отсутствию в доме такой сладости, как халва, я отношусь спокойно и даже равнодушно. Но, если она появляется, обычно купленная мне кем-то в качестве съестного подарка, тогда я начинаю испытывать беспокойство и некоторое волнение. Факт, что на кухне халва, лишает меня покоя. Есть её понемножку я не могу, удовольствие растяну разве что на пару-тройку чаепитий. А потом, раз, и всё, доем остатки дочиста просто так. И успокоюсь. До следующего раза.
***
***
Я имела большое неудовольствие побывать на шоу. И не просто шоу, а мюзикле, который от начала до конца идет не просто в темноте, а в темноте очень неприятной, непроницаемой, хоть глаз выколи.
Перед началом все зрители были обязаны сдать в специальные сейфы гардероба мобильные телефоны, ремни, женские клатчи с замочками и другие предметы, которые могли дать блики или сверкнуть в темноте.
Мюзикл подавался как иммерсивный. Я знаю, что такое immersive, но не знаю, что при этом имели в виду организаторы. Возможно, сидение в кромешной тьме, во время которого слушатели, видимо, должны были проникнуться сознанием, как тяжело живется слепым людям или тем, у кого ослабленное зрение.
С литературной точки зрения мюзикл оказался откровенно слаб, с музыкальной – тоже. Я страдала битый час, если не больше, пока он шел, т.к. терзались мои уши, глаза и вкус. Не тот, что имеет отношение к языку, а тот, который художественный. Обоняние разве что не протестовало, но и ему, за компанию с остальными органами чувств, было некомфортно. Позволила себе не аплодировать и ушла в крайнем раздражении.
***
Читаю рецензию на премьеру спектакля «Дядя Ваня» в одном из московских театров.
«Время, в которое перенесено действие, условно». Ладно.
«Место тоже». Ну ладно.
«Одеты герои в современные наряды». Тоже привыкли уже.
«Единственное, что осталось без изменений, – оригинальный текст Антона Павловича Чехова. Именно это главное условие работы, выдвинутое приглашенным режиссером, для российских артистов оказалось самым сложным». Ёклмн. Нет слов.
«Им хотелось импровизировать и добавлять что-то от себя, но, по словам Евгения Миронова, “все попытки пресекались”». Ёпрст. Артисты пытались импровизировать с текстом Антона Павловича! От себя они добавляли слова! Да они хотя бы 1 (один) абзац сочинили близко к Чехову, хотя бы чуть-чуть похоже, ну так, чтобы сравнивать можно было их и его текст?
Вот поэтому я и не хожу на драматические спектакли. Там то режиссер норовит классика править, то артисты порываются текст переиначивать. А еще сплошь и рядом мат-перемат, нагота и прочие непристойности.
***
Из услышанного на улице
Впереди меня идут две женщины. Услышала концовку их разговора.
– Все они там наверху коррумпированы, все воры, везде бардак, гнать их надо из власти. (Голос решительный.)
– Ну... не знаю. (Неуверенно, но в то же время несогласно.) Где в стране бардак? Какой бардак?
***
***
На днях Арт закончил принимать антибиотик. Я еду вчера в купе поезда, вижу у моей попутчицы маленький пластиковый пакет, из тех, что дают в аптеке при покупке. На нем три надписи разных лекарств. Одно из которых какое? Именно! Тот антибиотик, что принимал Арт.
(продолжение следует)
(продолжение следует)