Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

В ЯРОСЛАВЛЕ

Пусть этот колокольчик идет самой первой фотографией. Он – особенный, на нем гербы и изображения главных символов каждого города Золотого кольца. А Ярославль как раз его, кольца, столица.


Изображена на колокольчике церковь Ильи Пророка, один из моих любимых памятников не только в этом городе, а вообще. В ней возникают светлые, радостные настроения, потому что фрески вызывают ощущение полноты жизни, необычайной чистоты. Такие чувства у себя я помню еще внутри Ферапонтова монастыря, хотя ни там, ни там не снимала их. Ярославские считаются лучшим стенописным ансамблем XVII века.



И колокольчик.


Церковь была построена в 1647-1650 годах на средства богатейших местных купцов. Вверх поднимаешься по двухъярусной закрытой галерее, которая великолепно расписана. Но когда попадаешь внутрь храма, то просто немеешь от открывшейся красоты. Я, неравнодушная к резьбе по дереву, тут же ее замечаю: царские врата, иконостасы, а также особые места для царя Алексея и патриарха Никона.

С 1920 года храм открыт как музей.

Гулять по набережной Ярославля – отдельное удовольствие. На это можно смело отвести целый день, если включить в прогулку и посещение музеев.






Слияие Волги и Которосли

И кто так не спеша ходил, тот вряд ли пропустил музей «Музыка и время», первый в постсоветской России частный музей.  Его создателем был Джон Мостославский.

Мне он запомнился очень большой коллекцией, такие называют «разношерстные». Там и часы, и граммофоны, и утюги, и музыкальные инструменты, и колокольчики. Чего только нет! А когда я через некоторое время перечитывала моего любимого Петра Вайля, блестящего эссеиста с тончайшим чувством стиля, то наткнулась на эссе как раз об этом музее.

С небольшими сокращениями привожу отрывок из него: «Джон Григорьевич в вязаной жилетке ведет от коллекции к коллекции. Он мягко гладит утюги, как Шлиман – черепки Приама. «Это автомат, видите, верх откидывается, утюг заполняется водой и сам защелкивается, можете отпаривать что хотите. Вы знали, что сто лет назад были утюги-автоматы? Вот видите, приехали сюда – узнали. Это судьба».

Он садится в кресло, над головой бешеным тропическим цветком развернуто розовое жерло граммофона. Хозяин подмигивает знакомой ему экскурсоводу Марине и заводит пластинку… Фисгармонии, механические пианино, музыкальные шкатулки, шарманки. На полках – тысячи пластинок. «Вы такого не слышали, я сейчас поставлю, вы-таки поймете, что только ради этого стоило сюда ехать». Карузо, 1902-й.

Всю жизнь Джон Григорьевич был иллюзионистом. Над лестницей – афиши, где Мостославский молод и кудряв. «У меня сын в Швейцарии, тоже иллюзионист, как его отец, как его дед, как все. Он говорит: папа, ты дурак, приезжай. Я говорю: а кому я это оставлю? Вы думаете, это вещи? Это судьба».

Гремит музыка, вразнобой тикают десятки часов, звенят колокольчики, блестит бронза, сверкают самовары…Иллюзионист делает пасс, стихают часы, смолкает музыка, приостанавливается время. «Конечно, я думал уехать, когда все ехали. Но я не мог ехать без этого, я остался и не жалею…»

На столе у входа разложены на продажу открытки, буклеты, сувениры. Вереница колокольчиков с разными рукоятками. «Выбирайте, – говорит Джон Григорьевич. – Все очень любят эти, с Георгием. Но есть на любой вкус. Есть даже с могендовидом, если вы хоть немножко еврей. (Этот колокольчик именно там, в музее, мною и был куплен.) Почему странное сочетание? Вы знаете, что первые колокола были у евреев? Вот видите, не знали! Значит, вы не зря сюда приехали. Это судьба».

А это я на фото с Джоном Мостославским (2005 год).



Он умер в 2015 году.

Отрывок из эссе П. Вайля «Джон Григорьевич» из книги «Европейская часть» взят с https://znamlit.ru/publication.php?id=1460
Tags: Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments