Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

О КОЛЛЕКЦИОНЕРЕ А.И. ШЛЕПЯНОВЕ

Совсем недавно у Ивана Никитича Толстого я прочитала: «Киносценарист, журналист и коллекционер Александр Шлепянов скончался в Лондоне 19 декабря 2016 года. У этого оригинальнейшего и остроумнейшего человека было две известности – всероссийская (сценарист фильма «Мертвый сезон») и камерная, профессиональная (собирательство, знаточество), и в себе он ценил, безусловно, вторую.
 
Он и сам был необыкновенной штучкой… На фотографии, которую я сделал в 2003 году в Лондоне, Александр Ильич с колоколом на голове. Даже к продолжению герценовских традиций он относился с иронией».

 
Меня заинтересовало это сообщение и потому, что человек на фотографии с колоколом, и потому, что он был коллекционер. Вот что я узнала.
 
Но сначала надо пояснить слово знаточество. Возможно, не всем оно знакомо. Знаточество – раздел искусствознания, цель которого – определение ценности произведений искусства и выявление новых художественных произведений.
 
В книге воспоминаний князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, сам по себе фигура преинтереснейшая, о котором сказано, что он выдающийся коллекционер, пишет, что познакомился с Шлепяновым в Москве. О Шлепянове ему было сказано, что «он известный киносценарист и необычный коллекционер по сравнению со своими московскими собратьями. Он собирает всё, что красиво и интересно, от мебели до серебра, от икон  до живописи».
 
Далее князь описывает, что именно он увидел в невероятной со всех точек зрения квартире Шлепянова. Нет, колокольчики там не фигурируют. Зато упоминается фарфор, материал, имеющий отношение к колокольчикам, и к которому многие не равнодушны. Написано, что в квартире «была у него и небольшая, но изысканная коллекция русского агитационного фарфора: Натан Альтман, Суетин, Щекотихина-Потоцкая, Чехонин, Данько».
 
Другой материал, из которого тоже делают колокольчики, – серебро. Александр Ильич и его собирал.  «В столовой на огромном дубовом столе эпохи Петра Первого стояли серебряные подсвечники, чарки, стопы, ковши и братины 18-го века, придавая элегантность застолью».
 
«Вскоре Александр Ильич приехал в Лондон… для участия в подготовке выставки в «Барбикане». Выставка имела огромный успех, и после неё Шлепянов получил предложение от аукциона «Филиппс» возглавить его русский отдел. С тех пор его жизнь тесно связана с английскими и французскими аукционными домами. Несмотря на то, что его московская коллекция осталась в России и постепенно рассеялась, Александр Ильич не потерял присутствия духа и за последние 20 лет сумел собрать новую, ещё более интересную коллекцию – «Русские художники в Парижской школе, 20-е-60-е годы минувшего столетия».
 
Сейчас он живёт в Лондоне и в Нормандии, по-прежнему неутомимо отдаваясь любимому делу – поискам и сохранению сокровищ русской культуры в эмиграции». 
   
Вот так один выдающийся коллекционер писал о другом, наверное, столь же выдающемся.
 
А колокол на голове Александра Ильича потому, что с 2000 по 2003 год он был издателем и главным редактором журнала «Колокол».

Отрывки из книги Н. Д. Лобанова-Ростовского «Воспоминания. Записки коллекционера» взяты с http://www.shlepyanov-art.com/main.php?g2_itemId=734
Tags: Коллекции и коллекционеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments