Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

О ГОЛОВНЫХ УБОРАХ НАРОДОВ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

О  ПЛАТКАХ  И  ШАЛЯХ

«Шелковые шали!
Сами вышивали!
Разноцветная кайма.
Золотая бахрома!»   
            С. Маршак

Обязательно надо упомянуть платки и шали, тем более, что они – одни из российских национальных символов. Даже сейчас многие пожилые женщины обязательно покрывают голову, следуя многовековым верованиям, что быть на людях с непокрытой головой, простоволосой, недопустимо.
 
Поверья, связанные с магической силой волос, отразились в фольклоре. Разного рода ведьмы, колдуньи, Баба Яга в русских сказках часто изображаются косматыми, но их космы, однако, всё равно прикрыты платком.
 
Платок,  обычно квадратное по форме полотнище ткани, сделан из шерсти, шелка, парчи, льна или хлопка. Он был частью головного убора, самостоятельным предметом туалета, а также обязательным элементом русского костюма. Он входил в приданое невесты, считался семейной ценностью и передавался по наследству.
 
Способы завязывания платка существовали разные. Этот, что на колокольчиках, явно крестьянский. И платок сам хлопчатобумажный, «простой», минимально украшенный.


                                                                                                                                    Н. Богданов-Бельский «Портрет девочки»,
                                                                                                                                                     1910. Взято с http://artcyclopedia.ru

Одни из самых известных платков – оренбургские пуховые, т.н. «паутинки». О них я писала
 
Платочная павлопосадская мануфактура была создана в конце 18 века в селе Павлово. Позднее она превратилась в фабрику по производству шерстяных шалей, первые из которых были выпущены в начале 60-х годов 19 века. Шали – это платки, что обычно накидываются на плечи.
 
В книге Р.М. Кирсановой «Русский костюм и быт XVIII-XIX веков» читаем: «Редкая женщина на портрете, исполненном до конца 1820-х годов, а в провинции – и позднее, обходится без шали… “Все носят шали, они в большой моде, и чем их больше, тем более вас уважают. У меня шесть… Шали бывают огромными (даже в три человеческих роста), один конец ее обертывается вокруг руки, другой спускается до земли” (Письма сестер М. и К. Вильмот из России). Шали были невероятно дороги и принимались в залог наряду с драгоценностями». Именно таким манером и держит шаль купчиха на одноименной картине Б. Кустодиева.

«Купчиха», 1919. Взято с http://www.wikipaintings.org

Шали еще долго оставались предметом роскоши, изменялись только их форма, орнамент, цветовая гамма. А вот «танец с шалью» не менялся. О нем упомянуто, например, в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского: «Знайте же, супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала и при  губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила». Речь идет об обычае, существовавшем до середины 19 века, в провинции – дольше. Лучшие ученицы получали привилегию на выпускном балу в присутствии гостей танцевать сольный танец, держа в руках шаль.
 
Платки и шали были модной деталью одежды и у дворянок, и у купчих. Разница была в том, что «дворянки драпировались, а купчихи накрывались шалями».

В. Боровиковский «Портрет Д.А. Державиной»,       Б. Кустодиев «Купчихи», 1912. Взято с http://www.artscroll.ru
1813. Взято с http://ainters.ucoz.ru
                                                                                                                                     
На одной из выставок в Царицыно я  увидела шаль с колокольным названием – Колокольцовская.  Оно происходит от фамилии собственников мастерских, в которых их делали. Я о них раньше не знала, только о кашемировых.


Взято с http://www.hermitagemuseum.org

Колокольцовские выполнялись в технике двустороннего ткачества, поэтому имели одинаковую отделку лицевой и изнаночной сторон и яркий орнамент. Позволить себе их могли только обеспеченные покупательницы. Имелись такие шали и у членов императорской семьи.
 
В коллекции Эрмитажа всего 27 колокольцовских шалей.
 
Теперь о павловопосадских платках, стиль которых – «объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды, разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов» – сформировался в начале 20 века.
 
Я не искусствовед, но мне кажется, что шали на плечах этих красавиц вполне могут быть павлопосадскими платками.


У меня есть колокольчик «Масленица».



Обратите внимание, на плечах девицы с коромыслом (предыдущий колокольчик) и молодушек на масленичном гулянии на колокольчике «Масленица» шаль с бахромой.



На этой девушке – зимний наряд, элементом которого является тоже шаль с бахромой, но надетая вместе с кокошником. В таком виде шаль носили до самого конца 19 века, когда в итоге платок заменил все другие виды головных уборов.



Источник:
Р. М. Кирсанова «Русский костюм и быт XVIII-XIX веков», Москва, «Слово/Slovo», 2002
Tags: О головных уборах через колокольчики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments