Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

СТАРЫЕ ДОБРЫЕ СКАЗКИ. ЧАСТЬ II

1                                              
                                              БАБА-ЯГА

А это Баба-яга, один из главных представителей зла в русских сказках.


Автор Светлана Манина, «Костромской сувенир»

У Даля о ней сказано так: «род ведьмы, злой дух под личиною безобразной старухи».

Полностью внешность Бабы-яги, кстати, в сказках не описывается. Зато она есть в стихотворении Э. Успенского:

«Нога костяная,
Метелка да ступа.
И руки кривые,
И зубы торчком,
И нос очень длинный
И загнут крючком».

Физиономия Бабы-яги-колокольчика передана, на мой взгляд, вполне удачно. Мы видим и длинный нос, и седые космы, и одновременно кокетливо повязанную косынку, и чуть напомаженные щеки. Баба-яга – она, конечно, Баба-яга, но в данный момент не свирепая, а миролюбивая. Колокольчик динамичен, хотя старуха только сидит в своей ступе, помело наготове, косынка на голове (напарадилась!). Т.е. Яга явно что-то задумала-замыслила и вот вот-взлетит. И в этом «что-то» будут наверняка ее очередные козни. И у Даля так и написано: «Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом следы заметает».


Колокольчик нравится мне еще и тем, что возраст Бабы-яги передан не только изображением седых лохм, но и сгорбленностью фигуры.

А вот еще Баба-яга.

У нее правильный, бабы-ёгин, нос: длинный и крючком. Платок завязан по-русски, под подбородком, и из-под платка выбивается клок седых волос. Кокетство старухи проявляется в том, что платок у нее с бахромой, не однотонный, а в белый горошек, и щеки тоже нарумянены, да. Улыбается она не страшно. Самая занимательная деталь колокольчика – помело. Оно настоящее, и его можно трогать. Колокольчик сделан в Тарусе, возможно, даже из местной тарусской керамики, о которой я упомянула тут.

Обе Бабы-яги внешне совсем не отталкивающие и не ужасные в отличие, например, от тех, что изображены на картине В.М. Васнецова (справа) и на иллюстрации  А.Я. Билибина (слева).


                               С сайта: http://artcyclopedia.ru

Но в сказках они все – существа малоприятные. В сказке «Ивашко и ведьма» Баба-яга задумывает погубить Ивашечку, в сказке «Баба-яга и жихарь» уносит его к себе и пытается съесть, в сказке «Ведьма и Солнцева сестра» Яга утаскивает Ивана в подземелье. И это еще не самые страшные примеры.

А вот в сказке, которая так и называется «Баба-яга» читаем описание жилища: «Едет [мужик] лесом, глядит: стоит избушка на курьих ножках. Вот и говорит мужик: “Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом”. Избушка поворотилась. Идет мужик в избушку, а в ней Баба-яга: впереди голова, в одном углу нога, в другом – другая». Т.е. избушка у Бабы-яги очень маленькая.


Избушка на курьих ножках из усадьбы Абрамцево.
Построена в 1883 г. по проекту В. М. Васнецова
.


А эта из города Гороховца. Она мне  нравится тем, что косенькая. А не нравится тем, что стоит неправильно, должна быть к лесу передом, к человеку задом.

Что Баба-яга часто повторяет? «Русским духом пахнет!», – говорит она, учуяв человека. А вот этот персонаж так не скажет.

Это не русская Баба-яга, и русский дух она не почувствует. Я этот колокольчик называю «Ведьма». А пишу о нем здесь, т.к. Баба-яга встречается еще в словацких и чешских сказках. Мне кажется, она оттуда.

Ведьма – действующее лицо еще одной известной русской сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». О ней в следующей части.

                                                                                                                                    (окончание следует)

Tags: Колокольчики/колокола и литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments