Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ. ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА

Вот еще один колокольчик с мини-репродукцией картины из Третьяковской галереи. Другие подобные колокольчики здесь.

На этом – репродукция картины Ореста Кипренского. В Третьяковке она значится как «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)», 1819. В собственном «Реестре» художника она названа «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке». В Неаполе выставлялась под названием «Девочка с цветком в маковом венке».



Портрет девочки был написан Кипренским в Италии, в Риме, куда он, как и многие другие русские художники, приехал «для усовершенствования в живописном мастерстве».

В разных источниках читала об одной и той же истории, где рассказывалось о портрете кисти Кипренского, признанным итальянскими художниками шедевром. Кипренский был вызван к самому президенту Неаполитанской академии художеств. Картина была настолько хороша, что ее признали работой Рубенса и обвинили Кипренского в том, что он выдает ее за свою. «Правда, голоса знатоков разделялись. Иные считали портрет работой Ван-Дейка, другие – Рембрандта». Потом «Кипренский без труда доказал, что портрет принадлежит его кисти, и долго потом издевался над неаполитанцами».

Так вот, в разных источниках речь шла о разных картинах: о портрете отца художника и портрете девочки в маковом венке. Какая из них на самом деле потрясла итальянцев?

В рассказе К. Паустовского «Орест Кипренский» описана история жизни художника. В нем есть и эпизод, связанный с девочкой.

Для работы над одной из картин Кипренскому позировала натурщица. У нее была маленькая дочь по имени Анна-Мария Фалькуччи. Рисовал он их обеих, а длинное имя девочки превратил в Мариуччу.

«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный». Расследование римской полиции ни к чему не привело, в то время как многие открыто обвинили Кипренского в убийстве. Он был вынужден уехать в Париж. А «Перед отъездом… отвел маленькую сироту Мариуччу в сиротскую школу для девочек.., оставил деньги на   воспитание девочки и просил немногих художников, еще   не отшатнувшихся от него, заботиться о Мариучче и сообщать ему о ее судьбе».

Когда в 1827 году Кипренский вновь оказался в Риме, он увидел, что «Мариучча выросла, стала стройной и милой девушкой. Кипренский полюбил ее…» Как художник однако Кипренский медленно умирал, и, пишет Паустовский, «совершил последнюю ошибку – женился на Мариучче. Она его не любила, но была привязана к нему, как к человеку, спасшему ее от нищеты и голода. Чтобы жениться на Мариучче, Кипренский принял католичество».

Вместе с женой он переезжал из города в город и поселился в конце концов в Риме. Он много пил. Женя не пускала его, пьяного, в дом, и он ночевал на улице. В одну из таких ночей, а дело было в октябре, он простудился и умер. Вместе он и Мариучча были 3 месяца.

Некоторое время спустя вдова прислала оставшиеся у нее картины Кипренского в Петербургскую Академию художеств. Среди них и свой детский портрет. Деньги, что Академия выручила от продажи картин, были отправлены в Италию, и от Мариуччи пришла расписка в их получении. Следы ее и дочери, родившейся после смерти Кипренского, навсегда затерялись.

Источники:

К. Г. Паустовский. «Орест Кипренский». Собр. соч. в 8-ми т. Т.6 М., «Художественная литература», 1969.
Фотография картины взята с Викисклада.

Tags: колокола и колокольчики в живописи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments