Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

ЛЕВИТАНОВСКИЙ ПЛЁС

Полная впечатлений о красоте и красотах Плёса, я не могла удержаться и сразу по возвращении оттуда выплеснула их в рассказик.

Хотя максимальное удовлетворение от поездки наступило вот только что: красуется передо мной заказанный мастеру Наталье Муновой колокольчик. Он так и называется «Плёс».

На фото прекрасно видна филигранная техника росписи по краю юбки. Замечательная работа художницы, передающая настроение пейзажей.


Вид церкви св. Варвары, домиков под нею и дальше Волги – не просто один из красивейших в Плёсе. Он, визитная карточка города, присутствует на всей сувенирной продукции города кроме колокольчиков. Мысль исправить эту ошибку пришла ко мне, когда, стоя на Левитановой горе, я любовалась этим пейзажем.



В одно из своих путешествий по Волге Левитан искал место для остановки и работы. «Но хороших мест не  было… Берега   наплывали  медленно,  однообразно,  не  радуя  глаз  ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами». И вот, проплывая Плёс, Левитан увидал с палубы старинную церковку. В ней, «в тишине вечера, в певучих голосах  баб, продававших на пристани  молоко, Левитану почудилось  столько покоя,  что  он тут  же решил» здесь остаться.

А вот каким художник увидел город во второй приезд: «Маленький городок  был  беззвучен и  безлюден.  Тишину нарушали  только колокольный  звон и  мычание  стада,  а по ночам  –  колотушки сторожей.  По уличным  косогорам  и  оврагам  цвел  репейник, и росла  лебеда. В  домах  за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет».

Результатом пребывания Левитана в Плёсе стали новые полотна, о которых «Чехов сказал ему: “На твоих картинах уже есть улыбка”».

Я не художник, но как приятно сознавать, что я стою на том же самом месте, на котором (и не раз) стоял Левитан и видел те же березовые рощи, те же волжские дали.

На Левитановой горе совсем недавно поставлен памятник художнику.

Церковь св. Варвары Левитан написал не отсюда, а чуть поодаль, под другим углом. Шедевр называется «Вечер. Золотой Плёс» (или просто «Золотой Плёс»).


                 Фото взято с сайта www.bibliotekar.ru

В 1889 году картина была закончена, а через год П.М. Третьяков приобрел ее в свою коллекцию.

Ничего экзотического, никаких ярких красок на полотне нет, ничто «не ошеломляет глаз». Покой, тишина, спокойствие уходящего дня, предзакатный свет, легкий туман, понятная и привычная нам природа средней полосы России – вот что мы видим. А эффект присутствия зрителя там, на холме, достигается. Более того, и запахи все чувствуются!  Это особое обаяние пейзажа «из всех тогдашних художников умел передавать на полотне один Левитан».

В этом году дата рождения у художника не круглая, а в 2010 к 150-летию в Третьяковской галерее с огромным успехом проходила прекрасная выставка его работ.

Цитаты из повести К. Паустовского «Исаак Левитан» взяты с сайта: http://lib.ru

Tags: Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments