Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ

2019
                                         
ЯНВАРЬ
***
Были мы с Артом на днях в Консерватории, и пошла я там в антракте, прошу прощения, в туалет. Его посещение заставило меня вспомнить уже далекие советские времена. Я спросила себя, а была ли в таких культурных заведениях, как Консерватория, Большой театр, Третьяковка, т.е. в тех местах, куда ходили и иностранцы тоже, туалетная бумага. Сама я не могу на него ответить, ибо тогда была в Москве всего дважды: на зимние каникулы  с классом, когда мне было лет 14, и на излете СССР, году в 1989. Ни в одно из этих мест я не ходила, поэтому наличие, а скорее, отсутствие туалетной бумаги в те приезды никак у меня в памяти не отложилось. Спрашиваю себя, а может, мы тогда не знали про нее вообще?
Но всё равно интересно: как всё-таки решался вопрос именно в Москве в местах, где точно могли быть и были иностранные туристы?
                                   
***
Дмитрий Глуховский, писатель, в передаче на «Эхе», говоря про новый год, сказал, что он – единственный праздник, который нас «сплачает и объединяет». Интеллигентный Евгений Бунтман не решился его поправить. А я, не поверив своим ушам, подумала, что ослышалась. Но буквально в следующей фразе Глуховский, писатель, повторил ровно то же: сплачает.
Зайдя на сайт на следующий день, в обоих случаях я увидела уже верный вариант. Опять подумала, что, может, мне всё-таки показалось. Черт, писатель же, известный. Стала слушать аудиозапись. Нет, не показалось. Опять вздрогнула два раза от услышанного.
                                   
***
У Татьяны Толстой есть эссе, «Пустой день» называется. Оно о 1 января, которое Татьяна Толстая считает пустым и совершенно бессмысленным днем. А мы с Артом думаем совсем по-другому, потому что с огромным нетерпением каждый год ждем и с превеликим удовольствием именно 1 января смотрим концерт Венского филармонического оркестра.
Понятно, что его можно посмотреть в любой другой день. Но это совсем не то. Именно в первые часы наступившего года, именно в живом эфире получаешь долгожданные ощущения. И хотя бы уже поэтому первое января для нас эмоционально полнозначно и полноценно.
Можно, конечно, «поиграть» с корнем «пуст». Да, 1 января чувствуется какая-то опустошенность, потому что закончился (пред)новогодний марафон, новый, пусть и условный, хронологический отсчет начался, и в очередной раз понимаешь, что тайну времени никогда не постичь. Но даже и эти «философские» новогодние умствования уже всяко не пустота.
***
Несколько раз прерываясь, чтобы выпить воды, чтобы не разрыдаться, читала книгу Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». Она меня потрясла, хотя с исторической точки зрения в ней нет ничего для меня нового или неизвестного. Но в том-то и сила художественного слова, что оно переворачивает душу. Книга прекрасная и страшная в своей жестокой правде. Точно знаю, что никогда не смогу перечитать ее. Тяжело.
Есть еще одна книга, точно такая же, которую ни за что не открою снова. Это давным-давно читанная и омытая слезами «Ночевала тучка золотая» Анатолия Приставкина.
                                   
***
Начала было смотреть документальный фильм «Агния Барто. Жизнь в детстве». На второй минуте услышала: «О ней невозможно отыскать жареных фактов, скандалов, интриг, провести расследование. Она умудрилась прожить жизнь открытую и порядочную».
Это неправда. На этом просмотр фильма был мною завершен.
                                   
***
Всегда любопытно наблюдать, как основное образование, специальность писателя обязательно, рано или поздно, так или иначе проявятся, обозначат себя в книгах. Как, например, биология у Улицкой, японский язык у Акунина, филология у Гузели Яхиной.
                                   
***
В супермаркете уже выставлены горшочки для рассады, земля, удобрения, пакетики с семенами и разные инструменты. Значит что? Значит, скоро весна.
                                   
***
Посмотришь на календарь, что увидишь? То, что весна, лето и осень – один раз в году. А зима и до нового года, и после него. Обидно. Зачем так?
                                   
***
Всегда мурашки по коже, когда слушаю арию Каварадосси. Божественная музыка. А если у певца и голос под стать, то до дрожи.
                                   
***
Т.н. празднование по случаю 75-летия снятия блокады Ленинграда есть еще бо́льший ужас, чем была сама блокада.
                               
ФЕВРАЛЬ
***
Из услышанного
«У меня есть подруга. Может судьбу предсказывать, всё знает. Она звездочетом работает». Имелось в виду астрологом.
«Ложечка, столик, кроватка», – так мой внук разговаривает. Он любит уменьшительный падеж». Имелись в виду уменьшительно-ласкательные суффиксы.
                                   
***
В один февральский день я сделала две вещи, которые никогда не делала за всю жизнь. Первое: я сварила облепиховое варенье, но не просто из облепихи, а из замороженной. Второе: т.к. температура на улице поднялась до +5 и прошел дождь, я надела резиновые сапоги.
                                   
***
Природа продолжает удивлять. Сегодня, 10 февраля, меня разбудила сквозь закрытое окно! своим пением птичка. Так громко и долго она щебетала. Тоже, наверное, недоумевала, что уж очень рано запахло весной.
                                   
***
Были в Консерватории на концерте симфонического оркестра. Им дирижировала женщина, имени которой я не запомнила, но это и неважно. Важно, что всё в ней было вульгарно: внешность, одежда, поведение, а главное, манера дирижировать. Последнее смущало меня более всего.
                                   
***
Были на концерте в Доме музыки. Играл Венский филармонический Штраус-оркестр. Меня не удивить выражением восторгов публикой. Но в этот раз зал аплодировал после каждого номера так оглушительно и так продолжительно, будто это был финал. А в финале настоящем зрители устроили не просто овацию, а овацию стоя.
Качество звучания оркестра показалось мне эталонным.
Не могу сказать, что сбылась моя мечта, т.к. я никогда ее и не загадывала, но в самом конце оркестр исполнил «Марш Радецкого». И дирижер сделал так, как делают в Золотом зале Вены на знаменитом концерте 1 января, когда зал, как один, бьет в ладоши в такт музыке. И мы били, где надо piano и pianissimo, а потом с удвоенной радостью forte и fortissimo.
                                   
***
По скорости и непрерывности потока речи Антон Красовский – это Тина Канделаки в мужском обличье. И ладно бы скорострельность, так ведь демагог. Дольше пары минут слушать невозможно.
                                   
***
Глядя на лицо Мелании Трамп, всегда задаюсь только одним вопросом: а какой разрез глаз у нее был от природы? Больше никаких глубоких мыслей Мелания у меня не вызывает.
                                   
***
Выражаясь нейтрально – переесть, грубо – обожраться, по-медицински – иметь пищевую перегрузку.
                                   
***
А вот поменяла я свое мнение о передаче Парфенова «Парфенон», да так, что стала смотреть подряд предыдущие выпуски. И бутылка вина, наливание его в бокал, попивание и комментирование по ходу передачи кажутся мне теперь уместными. Если ты знаток благородного напитка, умеешь пить его и делаешь это красиво, равно как и красиво о нем рассказываешь, то надо смотреть и если не учиться, то хотя бы по-хорошему завидовать. Что я и делаю.
Что же касается содержания самой передачи, то восхищаюсь широтой и глубиной интересов и разнообразных знаний Парфенова, а главное –  манерой их подачи зрителям. Равных нет.
                                   
***
Я всегда пишу свои тексты строго на листах формата А4. При этом одна сторона листа должна быть непременно уже исписана или на ней что-то должно уже быть ранее напечатано. Если лист А4 чист с обеих сторон, я к нему даже не прикасаюсь. Его девственная белизна и нетронутость отпугивают меня ужасно. А Муза ви-и-дит этот чистый лист и не прилетает!
Удивительно, но точно так же действует Леонид Парфенов. Правда, у него другая причина: он заботится о сбережении бумаги. Что, кстати, тоже правильно.
                                 
МАРТ

***
Не только история, но и коллекционирование не терпит сослагательного наклонения. Сколько ни говори себе, вот, я бы сейчас начал(а) собирать только то-то и то-то, а толку? Всё, поезд ушел.
                                   
***
Бывает снег, как крошка пенопласта.
                                   
***
Давно заметила, что в любом театре всегда опаздывают те, у кого билеты на места в середине ряда. И вот они пробираются на них и мешают абсолютно всем. Ни разу не видела, чтобы опоздавший скромно и тихо присел с краюшку.
                                   
***
«Ложь ужасна только в качестве глагола». Блестящий перл Невзорова, один из многих, которыми он россыпью, щедро одаривает слушателей своей программы.

                                                                                                                                                          (продолжение следует)
Tags: Из наблюдений
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments