Гуляя по Тутаеву, обязательно попадешь к красивому храму с серебряными куполами. Это Крестовоздвиженский собор, древнейший здешний храм, 1658 года. Вокруг – остатки романовского кремля. Внутри храма сохранились фрески, и очень неплохо сохранились.

А от пятиярусного иконостаса остался только каркас. Рядом с храмом замечаешь вывеску «музей» и по стрелке идешь туда. Что за чудо! Огороженный двор с необыкновенными постройками, овечий загон с живыми овцами и большой дом. Выясняется, что это бывшая усадьба местных дворян. Дом купила семья энтузиастов, обустроила его и территорию вокруг и превратила в частный музей. Задача у них такая: внутри – возродить интерьеры дома, а снаружи – сад и парк.



Впечатления от увиденного и услышанного сильные, а самое незабываемое из них – кормление овец. Только ради этого уже стоило ехать сюда.

Цветники у домов.



На правом берегу – украшение города, Воскресенский собор 1675 года. Он сам, Святые врата, колокольня и ограда составлят единый ансамбль. Снаружи и внутри - резьба по камню и фресковая живопись.
Было несказанно приятно сидеть в прохладе и слушать звон колоколов с чуть покривившейся за века колокольни. К нам подошла бабушка, из тех, кто между службами всегда в церквах что-то убирает, поправляет и поделилась своей гордостью и радостью: «Это моя внучка. Она закончила музучилище, выучилась играть на колоколах». Всё время звона бабушка стояла у окна, слушала и отошла, только когда пропало эхо последнего удара колокола. А когда оно пропало, средь колоколов действительно мелькнула фигурка девушки, так ладно ими управлявшей.
Вечер. Жарко. Мы разморились, одолевая подъемы и спуски тутаевских обоих берегов, подошли к самой Волге. Арт присел на камень, я сняла обувь и зашла в воду. Вдруг с другого берега, с той самой колокольни Воскресенского собора, раздался и пошел, пошел звон. Волжская вода тут же смыла усталость, а звон и расслабил, и умиротворил, и взбодрил одновременно.

2011