Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

О ДМИТРИИ ВИНОГРАДОВЕ, СОЗДАТЕЛЕ РУССКОГО ФАРФОРА

На одном из домов в Суздале я увидела эту памятную доску и заинтересовалась.

Фарфор – один из самых распространенных (и любимых) материалов, из которых делают колокольчики. Почему доска висит на суздальском доме? Не знаю. Кто такой Дмитрий Иванович Виноградов? Ответ, увы, тот же.
А история такая.


Д. Виноградов – уроженец Суздаля (1720) из семьи священника – имел светлую голову и желание учиться. После окончания начальной школы отец отправил его в Москву в знаменитую Славяно-греко-латинскую академию. Там судьба свела его с Михайлом Ломоносовым, и потом они оба продолжили обучение в Петербурге в Академии наук.В 1736 году М. Ломоносова, Р. Райтера и Д. Виноградова послали в университет немецкого города Марбурга «для изучения между прочими науками и художествами особливо… химии и металлургии». В 1744 году Виноградов в звании бергмейстера, т.е. горного инженера, вернулся в Россию. О нем было сказано, что нет ни одного мастера, который бы превзошел его по знаниям. И работать бы Дмитрию Ивановичу на рудниках, но вышло иначе.

Моду на фарфор в России ввел Петр I. Единственным поставщиком фарфоровых изделий тогда был Китай. Они ценились настолько высоко, что покупались на вес золота в буквальном смысле, т.е. за них отдавали столько золота, сколько они весили. Естественно, что европейцы желали получить свой «порцелан».

После открытия И. Бетгером в 1709 году европейского фарфора в саксонском городе Мейсен было налажено его производство.

По легенде, императрица Елизавета, прихлёбывая чай из заморской чашечки, недовольно твердила: «Хочу свой, русский, фарфор». Другому саксонцу, некоему И. Гунгеру, и поручили его сделать: «для ее императорского величества учредить в Санкт-Петербурге мануфактуру для делания голландской посуды, також и чистого фарфора так, как оный в Саксонии делается».

Помощником к Гунгеру приставили Д. Виноградова. Битых 4 года Гунгер проводил опыты в специально организованной под Санкт-Петербургом Императорской порцелиновой мануфактуре, но всё без толку. Остались «только полдюжины чашек, да и те не имели ни цвета порцелинового, ни формы: были черны и покривлены». И Гунгера выгнали вон.

«За дело взялся Д.И.Виноградов: изучал глины, кварцы, разрабатывал рецепты изготовления порцелина и глазурей, пробовал различные режимы обжига» и разные  глины, например из подмосковной Гжели, которую «в виде брусков доставляли в Петербург. Мельницы для подготовки шихты (смеси компонентов) и печи для обжига Виноградов сконструировал сам.  Он изобрел не только русский фарфор, но и глазурь, придумал краски “огненные”». По своему химическому составу фарфор, полученный Виноградовым, был ничуть не хуже мейсенского. В результате императрица вскоре смогла выпить кофию из чашки настоящего русского тончайшего фарфора.


Фото взято с сайта: http://www.liveinternet.ru

С 1748 года Д. Виноградов возглавлял Императорскую порцелиновую мануфактуру. Записи с результатами его опытов сохранились. Кроме того, Д. Виноградов написал 2 работы: «Заметки о фарфоре» (1745) «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно показанием всех к тому принадлежащих работ» (1752).

Над усовершенствованием рецептуры фарфора Виноградов продолжал работать до самой смерти. В то время рецепт фарфора составлял государственную тайну. Поэтому с завода Виноградова никуда не отпускали. Родного Суздаля и своих родственников он никогда так больше и не увидел, а своей семьи не создал.

Более того, выдающегося ученого, лучшего выпускника петербургской Академии наук, каким был Виноградов, за малейшую провинность лишали жалованья и били плетьми. Так же, впрочем, поступали с Бетгером: чтобы он не убежал и не раскрыл секрет мейсенского фарфора, он был прикован цепью к своей печи в замке Альбрехтбург.

Неудивительно, что издевательства, унижения и одиночество подорвали физическое и психическое здоровье Дмитрия Ивановича. «За всю свою жизнь он не был ни разу удостоен какой-либо благодарности или награды. А между тем мануфактура перед смертью Дмитрия Ивановича Виноградова представляла собой вполне налаженное производство фарфоровых изделий различного назначения».

Д. Виноградов умер 25 августа 1758 года. Кладбище в Санкт-Петербурге, где он был похоронен, называлось Спасо-Преображенское или Фарфоровское. Какое странное совпадение. Могила затерялась еще в XVIII веке.

Несправедливо, мне кажется, что мануфактуру, где Виноградов сделал главное открытие своей жизни, долгое время называли именем Ломоносова. А ведь первый период в ее истории носит имя «виноградовский». Только в советские времена на Ленинградском фарфоровом заводе установили мемориальную доску с именем Виноградова –  изобретателя русского фарфора.


        Фото взято с сайта:http://www.metallostroy.org

Самая ранняя из дошедших до наших дней вещей, произведенная Виноградовым, датирована 1748 годом. Сегодня в музеях (среди них Эрмитаж, Русский музей, какие другие – не знаю) сохранились всего девять изделий Виноградова с его маркой (W). Они все представляют огромную ценность.

Ленинградский фарфоровый завод теперь называется Императорским и достойно продолжает традиции русского фарфора. У меня есть три колокольчика его производства. Этот с изображением петергофского дворца Марли.



                 «Кобальтовая сетка»

И новогодний колокольчик автора Т. Афанасьевой.

Ее имя среди мастеров ИФЗ, чьи прекрасные рождественские работы можно посмотреть здесь.                                                                                
Источник:
http://www.vladimironline.ru

Tags: Производители колокольчиков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments