Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

КОЛОКОЛЬЧИКИ О ХЛЕБЕ

У меня есть деревянный колокольчик, расписанный Галиной Кузнецовой (г. Фрязино). Я назвала его «Откуда хлеб берется»,  он познавательный, т.к. на нем изображены некоторые моменты превращения зерна в каравай. Они условны, конечно, но, тем не менее.

Вот убирают пшеницу.



Дальше замешивается тесто. Обычно это женское дело, но пусть этот молодец будет мастером на все руки.



А вот он уже деревянной лопатой на длинном черенке достает хлеб из русской печи.



И, наконец, как положено, на чистом полотенце несут его к столу.



Орнамент по низу юбки колокольчика вполне может быть узором этого полотенца.

Второй колокольчик тоже о хлебе, точнее, об обычаях, связанных с хлебом-солью.



До сих пор радушных, гостеприимных хозяев называют хлебосольными.

Всем известна поговорка хлеб –  всему голова. Моим родителям, пережившим войну и голодавшим в те годы, никогда в детстве не наедавшимся хлеба досыта, ее смысл был не то что понятен, а очевиден. А вот уже мне, маленькой, им приходилось его объяснять.

И так с детства я усвоила, что не надо покупать больше хлеба, чем сможешь съесть, что нельзя выбрасывать хлеб, а из остатков лучше сделать сухарики. А вот родители Арта, и он тем более, никогда не знали голода. Поэтому Арт только от меня услышал эти «правила»,  удивлялся.

Мне, я считаю, очень повезло: я видела, как моя бабушка пекла хлеб в настоящей русской печи. Тогда, в конце 60-х годов в деревне пекли свой хлеб, не покупали его в магазине. Не помню точно, но, по-моему, он и не продавался тогда там. По крайней мере, мне сам факт выпечки хлеба казался абсолютно естественным и само собой разумеющимся.

Хлеб был круглый, высокий, пышный и совсем не такой, что был в городских магазинах. Караваи были побольше и поменьше - разных размеров. Бабушка резала хлеб по-крестьянски: прислонив его к груди и отсекая ломти ножом. И я всегда при этом боялась, что лезвие ножа пройдет через мякушку и поранит бабушку в грудь. Ломти нарезались тоже крестьянские, большие, а совсем не те кусочки, к которым я привыкла в городской жизни.

Хлеб был ноздреватый, с корочкой, без каких-либо добавок. Их и не было тогда в деревне, я думаю. Но вкус, но запах! Самое вкусное, что я с этим хлебом ела, были сливки. Их можно было пить теплыми, только что просепарированными, а можно было поставить в холодильник, чуть подождать и тогда в них, уже охлажденные, макать хлеб.

У Паустовского есть коротенький рассказ, по сути притча, «Теплый хлеб» называется. Вот кусочек оттуда: «По всем дворам кололи звонкие березовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах - ребята, кошки, даже мыши, всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлепали ребят по спине белой от руки мукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.

Ночью по деревне стоял такой запах теплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба
».

Отрывок из рассказа К. Паустовского взят с https://www.litmir.me
Tags: Разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments