Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Category:

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ЦАРИЦ И КОРОЛЕВ

Рассказ о головных уборах не простых смертных, а цариц и королев, есть смысл излагать в хронологическом порядке.
 
Из того, что я прочитала в поисках ответа, что надето на голове у Нефертити, я сделала вывод о существовании двух мнений по этому вопросу. Очень возможно, что у профессиональных египтологов оно уже одно и мне просто не попалось.
 
Первое мнение, что на голове у Нефертити парик синего цвета, цвета волос богов. Носила она его в соответствии со своим статусом царицы (и не она одна, а и другие царицы тоже). Название синего парика неизвестно.
 
На одном из сайтов подробнейшим образом рассказывается о древнеегипетском костюме вообще и о головном уборе Нефертити в частности. Там же приводится вот эта фотография. 


«Скульптурный портрет Нефертити в высоком синем парике.
Совмещенные ракурсы. Известняк. 14 в. до н.э. Берлин, Египетский музей».
Взято с https://helionews.ru/
 
Второе мнение то, что Нефертити носила не парик, а головной убор цилиндрической формы. Якобы из-за кровосмешения у нее был череп яйцевидной формы и в два раза длиннее обычного, который она старалась прятать.
 
В каталоге Pearson Page этот колокольчик атрибутируется как «Гвиневра, жена короля Артура». Король Артур – фигура легендарная, герой британского эпоса и многочисленных рыцарских романов. Поэтому точных дат жизни нет, и речь идет о V-VI веках н.э, т.е. раннем Средневековье. Соответственно о тех же очень приблизительных датах можно говорить применительно и к супруге короля.

 
Гвиневра считается первым и эталонным образом Прекрасной Дамы в средневековой куртуазной литературе. Просмотрев множество картинок женских головных уборов того времени, я нашла нечто похожее на то, что на моем колокольчике, но не уверена в его названии. Возможно, это эннен (другие варианты: эннин, геннин и хеннин) – сложный женский головной убор на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги. Причем, на колокольчике эннен конической формы. И если так, то тогда это вовсе не Гвиневра, т.к. эннен появился в 1395 году.

Головной убор на фото слева относится совсем даже не к раннему Средневековью.
Взяты с http://weacom.ru/ и с http://primakom.ru


 
Следующий колокольчик атрибутируется как «Средневековая  дама». А второй (или дополнительный) вариант его названия «Mrs Siddons».


Если рассматривать фигурку как «Средневековую даму», то то, что у нее на голове, подходит под описание двух головных уборов. (Оговорюсь еще раз, так кажется мне, ни в малейшей степени не специалисту, в результате своих поисков.) Или это гебинде – плотная головная повязка, охватывающая голову и подбородок, или крузелер –  полотняный чепец (или платок). Оба были характерны для женского облика в Германии, только гебинде для XII-XIII веков, а крузелер – для XIV-XV. Единственное, что меня смущает, что в описании крузелера почти всегда упоминаются складки или оборки, но иногда о них речи не идет. И вот пример на фото справа.

 
Что касается варианта названия колокольчика как «Mrs Siddons», то я объясняю себе его так. Сара Сиддонс – британская актриса. Годы жизни ее 1755-1831. Это уже никак не Средневековье. Поэтому, возможно, что колокольчик изображает Сару Сиддонс в роли. Написано, что, по отзывам современников, Сара Сиддонс была лучшей леди Макбет.


Джошуа Рейнольдс «Сара Сиддонс в образе Музы трагедии».
Взято с http://www.easynotecards.com/


Колокольчик «Елизавета I, королева Англии (1533-1603)».



Ее головной убор называется арселе (фр. arcelet), и он был самым популярным женским головным убором XVI века. По своей форме арселе напоминает некоторые варианты русского кокошника. Его носила и Мария Стюарт тоже.


Справа: Франсуа Клуэ  «Портрет Марии Стюарт в возрасте 12-13 лет». Взято с http://www.izuminki.com/
 
В Англию моду на арселе привнесла Анна Болейн. Этот новый головной убор стали называть «французский чепец». И под таким названием он вошёл в историю костюма.
 
Колокольчик «Мария Стюарт, королева Шотландии, королева Франции (1542-1587)».



На голове у нее ничего не надето. Волосы убраны под золотую сетку, украшенную драгоценными камнями – деталь костюма, ставшая актуальной  только в 50-х годах XVI столетия.


Портрет Марии Стюарт работы неизвестного автора. Франция, предположительно 1558 год. Взято с http://www.maria-stuart.ru
 
Колокольчик «Мария Медичи, королева Франции (1575-1642)».

                                                                                                                  Взято с  http://www.philaru.com/

Меня несколько смущает мысок на лбу, напоминающий мысок чепца Марии Стюарт, потому что на картине П. Рубенса «Портрет Марии Медичи» он – явно часть то ли шляпы, то ли накидки. Хотя в описании картины про головной убор ничего не говорится, а упоминается только строгая прическа. Возможно, на колокольчике мысок – деталь ее украшения.

 
Колокольчик «Екатерина Великая 1729-1796».



Голову царицы венчает, естественно, корона (от лат. corona – венок, венец) – головной убор, являющийся символом монархической власти.

 
Императорская корона всего за два месяца была изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации Екатерины в 1762 году. После Екатерины ей короновались все императоры России.
 
«Она составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти».
 
В 1984 году корона была отреставрирована.
 
Я рада, что видела Большую Императорскую корону на экскурсии в Алмазном Фонде, где она хранится. И рада тому, что видела еще одну Большую Императорскую корону, точнее, ее копию, изготовленную компанией «Смоленские бриллианты». Это было на специальной выставке в Историческом музее в 2012 году.  Копия не точная, т.к. задачи повторить оригинал авторы перед собой не ставили. «Это невозможно в силу ряда причин: бриллианты царской короны имеют устаревшую огранку. Количество бриллиантов увеличено с 4936 до 11426. Вместо серебра использовано белое золото. Вместо шпинели корону увенчивает камень рубеллит». Могу только сказать, что впечатления от обеих корон сильнейшие.

Источник:
Tags: О головных уборах через колокольчики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments