Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

КОЛОКОЛЬЧИКИ И ЦИРК

«С утра я рад, чего-то жду, ура-ура, я в цирк иду». Именно эти слова из старой детской песенки мне захотелось пропеть в одно воскресное утро. Я шла в цирк! Только не на представление, что, конечно, интересно, а на экскурсию, что совсем не обычное, другое, дело.

Колокольчики, относящиеся к теме, помогут мне ее проиллюстрировать.

Кто главный в цирке? Возможно, у каждого есть свой ответ на этот вопрос. Я не так много ходила в цирк, но когда была там, то не сомневалась, что главный на арене – клоун. Он заполняет паузы, веселит и развлекает зал, входит в живой контакт с публикой. А еще он может делать почти всё, что делают остальные артисты: жонглировать, быть акробатом, наездником, работать с животными.

«Мне настолько понравилось в цирке и так запомнились клоуны, что захотелось, как и многим детям, во что бы то ни стало стать клоуном. Из ситца с желтыми и красными цветами мама сшила мне клоунский костюм. Из гофрированной бумаги сделала воротник-жабо, из картона – маленькую шапочку с кисточкой, на тапочки пришила помпоны. В таком виде я пошел в гости к одной девочке из нашего двора, у которой устраивали костюмированный вечер… А вскоре я потребовал, чтобы меня снова повели в цирк: именно потребовал, а не попросил. И меня повели».

Так писал в своей замечательной книге «Почти серьезно…» Ю.В. Никулин, вспоминая свои восторги от первого (в пятилетнем возрасте) посещения цирка.

Фигурка клоуна в колокольчике очень соответствует описанию Юрия Владимировича.

Язычок колокольчика – клоун с собачкой. А собачка – пудель. Как пишет Никулин, «С самого раннего утра на манеже репетиция…Первыми чаще репетируют номера с животными». И когда мы утром были на экскурсии, дрессировщик как раз проводил репетицию с пуделями. Нам сказали, что они разумные, ласковые, послушные, легко дрессируемые собаки, поэтому и заслужили славу «звёзд цирка».

Написать о цирке мне захотелось и от впечатлений от экскурсии, и потому, что сегодня – день памяти Ю. Никулина (1921 – 21 августа 1997). Он был, наверное, самым известным советским клоуном.


Памятник Ю.Никулину на его могиле на Новодевичьем кладбище. Автор – А. Рукавишников

На экскурсии, а она была в Цирке на Цветном бульваре, нас провели по закулисью и, конечно, показали гримерную Юрия Владимировича. Теперь она – мемориальная комната, и в ней оставлено всё так, как было при его жизни.

Не поступив во ВГИК и другие театральные институты, Никулин попал в студию клоунады, здесь, в цирке. Закончив ее, он проработал на Цветном бульваре 50 лет.

Свое призвание – смешить людей – Ю. Никулин осознал рано. Удивительно, что и в годы войны это желание у него не пропало. В первом концерте в артиллерийском дивизионе, где он служил, Никулину «пришлось выступать в нескольких ролях». Он был организатором концерта, конферансье, клоуном, пел в хоре, придумал вступительный монолог и нескольких реприз.

А его первое самостоятельное выступление в цирке на манеже произошло в октябре 1948 года.

Мастер Инга Хмельниченко признается, что очень любит Ю. Никулина. Она сделала несколько колокольчиков, все они – узнаваемые образы любимого клоуна. Их можно увидеть на сайте «Ярмарка Мастеров».

Ручка этого колокольчика – играющий на гармошке клоун. А под ним – изображение циркового шатра, известного всем как шапито.

Французское слово «шапито» как раз и означает саму конструкцию из матч и натянутого на них полотна. Сейчас самым известным цирком шапито является канадский Cirque de Soleil («Цирк солнца».)

                                                                   

«В самом слове «шапито» есть романтика. Но я работать в шапито не любил. В них осталось что-то от балагана». Так писал Юрий Владимирович о своем опыте.


«Клоун – король манежа. Умрет клоунада – кончится цирк» – любимое выражение Мозеля».

Ю. Никулин цитирует слова Григория Мозеля, Рыжего из клоунской пары Демаш и Мозель, клоуна, которым он восхищался и которому посвятил много страниц.

А о себе он писал вот что: «А в самом деле, почему я стал клоуном? Как становятся клоунами?
Наверное, чтобы идти в клоуны, нужно обладать особым складом характера, особыми взглядами на жизнь. Не каждый человек согласился бы на то, чтобы публично смеялись над ним и чтобы каждый вечер его били, пусть не очень больно, но били, обливали водой, посыпали голову мукой, ставили подножки. И он, клоун, должен падать, или, как говорим мы в цирке, делать каскады... И все ради того, чтобы вызвать смех. Чем лучше работает клоун, тем больше смеха».

Оба колокольчика изготовлены компанией  J.S.N.Y Я писала о ней тут.

Кстати, один клоун держит в руках трость, другой – что-то вроде половника. Это всё называется реквизит. «Иногда я люблю заходить на реквизиторский склад. Чего здесь только не увидишь! Помню, еще учась в студии, я любил забегать сюда. Старая кладовщица, естественно, считала, что склад – самое важное в жизни цирка…
Весь старый реквизит, бутафорию время от времени артисты сдают на склад: им это не нужно, а вдруг кому-нибудь пригодится. Списывать реквизит всегда жалко. За каждой вещью – целая история».


Скульптура перед Цирком на Цветном бульваре. Автор – З. Церетели

На экскурсии нам показывали, где живут животные. Там, конечно, стоит специфический запах, что естественно, но всё очень чисто, аккуратно. Более того, для слонов, например, есть даже душ. А за здоровьем всех следят ветеринары.


Близко к слонам подходить нельзя, опасно. Понятно, что в «нерабочее» время слоны как слоны, а для представления их одевают, вот примерно как этого слона-колокольчика.

Колокольчик авторский, но фамилию мастера мне сказать не смогли.

«Чтобы поставить номер с участием любого животного, а уж тем более такого крупного, сначала необходимо найти с ним взаимопонимание, заслужить доверие и любовь.  Нет доверия и понимания – нет трюков, нет цирка, ничего нет».
И, конечно, всеобщий любимец – медведь. Публике он кажется добродушным, несколько неуклюжим, медлительным даже, а главное, забавным. Нам рассказали, что на самом деле именно медведь, а не тигр и не лев – самое опасное животное в цирке: быстрый (один удар лапой – и с человека снят скальп), непредсказуемый и коварный.

О знаменитом дрессировщике Валентине Филатове в книге Ю. Никулина читаем: «В работе Филатов использовал главным образом молодняк… С годами медведи становятся свирепыми, опасными, не говоря уж о том, что после пяти-шести лет вообще не поддаются дрессировке».

Я не знаю, существует ли сейчас «Медвежий цирк» известнейшей династии Филатовых, но дрессировщик в свое время создал уникальный аттракцион, «многие трюки из которого и нынче не могут повторить ни в одном цирке мира. К примеру, научить медведей ездить на велосипедах смогли многие, а вот у Филатовых есть медведь, который может подойти к лежащему на арене велосипеду, поднять его, сесть и поехать».

Филатовские медведи «умеют жонглировать, ходить по канату, ездить на велосипеде и мотоцикле, ловко катаются на роликах, выступают в качестве эквилибристов, наездников, акробатов». Мой мишка точно из филатовского цирка.


Медведь с гармошкой. Техника: ручная роспись, романовская глиняная игрушка. Автор: Короленко Анастасия, Липецкая обл., с. Троицкое. (О романовской игрушке тут.)    

Всё о цирке не расскажешь, много дивного у них!
И в картинках не покажешь, не поместится и в стих.
Представленье завершилось, опустел огромный зал.
Ненадолго дверь закрылась, свет погас, закончен бал.

Фото с экскурсии в Цирк на Цветном бульваре здесь.

Источник:
Цитаты из книги Ю. Никулина «Почти серьезно…» http://tululu.org
www.cterra.com
http://www.u-mama.ru

Tags: Разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments