Часть I
Чем славен город Торжок? Чем он манит и привлекает?
Во-первых, своими панорамными видами с холмов. Палец нажимает и нажимает кнопку фотокамеры, потому что везде открываются до боли близкие, родные, понятные, любимые пейзажи. Только электрические столбы не дадут обмануть, в каком веке снят кадр. Но, если постараться, можно наверняка найти заповедный уголок улицы, чтобы и их не было видно.



Во-вторых, Торжок – прекрасный пример художественно завершенного архитектурного ансамбля в едином стиле классицизм. Поэтому Торжок считается образцом русского градостроительного искусства 18-19 веков. Самое удивительное, что Торжок этот архитектурный ансамбль почти полностью сохранил до наших дней.




Стоит только назвать фамилии архитекторов, работавших в городе: Никитин, Казаков, Львов. Преображенский собор был построен по проекту Карла Росси!

Ротонда. Архитектор Н.А. Львов И она же изображена на колокольчике. Автор В. Филиппов, 12,5х 9,5 см,
керамика, лепка, роспись
Третья особенность Торжка – его редчайший промысел. Город издавна являлся центром золотошвейного искусства на Руси. Некоторые авторы ставят вопрос даже так: «Кто старше: город или промысел?» В Торжке на месте бывшего кремля во время раскопок нашли, например, расшитые золотом кожаные лоскуты.
Кому в Древней Руси нужна была золотая вышивка? Царям, боярам, высшему духовенству. При царском дворе у многих боярынь были, конечно, свои мастерские, но законодателями мод всегда являлись мастерицы из Торжка. Известен такой факт: для вышивания порфиры (порфира – пурпурная мантия монарха), в которой должен был короноваться Александр II, в Петербург вывезли 30 лучших торжокских мастериц.
Расцвет промысла пришелся на 18-19 века. Сейчас в Торжке работает фабрика «Торжокские золотошвеи». Там расшивались костюмы к фильмам «Война и мир», «Анна Каренина». Сейчас расшивают одежду, военные знамена, гербы России, церковные плащаницы, очешники, косметички и прочее.
Торжок находится примерно на середине тракта Москва-Санкт Петербург. Пушкин по пути туда и обратно, в Михайловское останавливался здесь более 20 раз. И этим обстоятельством Торжок тоже знаменит. Есть прекрасный музей поэта, расположенный в доме П.А.Оленина, в сестру которого Пушкин был влюблен и даже собирался свататься.
Говоря о Торжке, не упомянуть о Пушкине, и это в-четвертых, ну никак нельзя. И потому, что он здесь так часто бывал, и потому, что однажды он тоже купил несколько поясов с золотым шитьем и отослал их в подарок в Москву княгине Вяземской. Из Михайловского Пушкин спрашивал у Вяземского, получила ли пояса (по старинному «поясы») княгиня и добавлял, скаламбурив: «Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы…»
В Торжке Пушкин останавливался в гостинице Пожарского, где ел и нахваливал знаменитые котлеты. И слава гостиницы началась с письма Пушкина, со знаменитого:
«На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке».
О котлетах, которые рекомендовал отведать другу Пушкин, точнее, их происхождении есть несколько версий. Я не буду приводить их все, а ограничусь цитированием забытой ныне писательницы 19 века А. Ишимовой, которая в 1844 году сообщала в письме: «…главная слава этой гостиницы (гостиницы Пожарского) заключалась не в убранстве ее, нет… В котлетах, которые известны здесь под именем Пожарских. Быть в Торжке и не съесть Пожарской котлетки кажется делом невозможным для многих путешественников… Они (т.е. котлеты) приобрели известность по всей Московской дороге. И как их умели приготовлять только в гостинице Пожарского, то и назвали Пожарскими. Мы все нашли, что они достойно пользуются славою, вкус их прекрасный. Они делаются из самых вкусных куриц».
Гостиница Пожарского не сохранилась. На фото та, в которой мы останавливались в один их первых приездов.

И в ней, в ресторане, на мы заказали пожарских котлет. Свои порции съели. Ну, что вам сказать? Вполне съедобно, но не более того. Видимо, не из самых вкусных куриц они нынче делаются.
2006, 2012