Обычно каждой нашей поездке куда бы то ни было предшествует подготовка. Заранее намечаем, куда идти-ехать, что смотреть, определяем, так сказать, приоритеты.
В случае с Плёсом мы изменили своей тактике, решив, что город крошечный, на месте и определимся. Но главное, мне хотелось его просто увидеть вновь, погуляв по набережной, сходив в музей Левитана, полазав по холмам и в упоении подышав чистейшим воздухом, т.е. сделать это всё в городе без машин, без шума, без спешки – без того, что более всего донимает меня в Москве.
Это наш третий приезд в чудесный Плёс, который стало не узнать. Он, безусловно, преобразился. Но чувства при этом накатывают противоречивые. И отрицать очевидные плюсы глупо, но и мириться с чем-то навсегда утраченным тоже нелегко.
Что в достоинствах обновленного Плёса?
Конечно, приведенная в порядок набережная: подстриженные деревья, кусты, клумбы, скамейки, от Волги глаз не оторвать – ах-ах-ах. Курорт – да и только. Как на любом курорте, в воздухе разлита лень и расслабленность. Раньше 10 утра, может, пара человек туда-сюда пройдет, всё закрыто, тишина и спокойствие. Но вот первыми открываются прилавки «Копченая рыба», оживает торговая площадь, заполняются столики кафе.
Мышкин не так уж давно нашел свою нишу, раскрутив название города и превратив его в бренд. А Плёсу, как и Мышкину, придумывать тоже особенно ничего не надо. Ему сам бог велел плясать от левитановской печки.
Поэтому на набережной появилась «Кофейня Софьи Петровны Кувшинниковой». А в ней сразу бросается в глаза большой постер «Любимое печенье Левитана». Печенье всегда в наличии, его упакуют в прозрачный пакет и прикрепят одноименный стикер. Всё – и название кофейни, и шрифт, которым оно исполнено, и печенья с постером и стикерами – безупречные маркетинговые ходы. Торты и пирожные пекутся здесь же, они все разные и необыкновенно вкусные.
С набережной можно совершить прогулку по Волге. Хотите – на теплоходе с 20 попутчиками – демократичный вариант по цене и условиям. Не хотите так? Тогда вот – быстроходный катер лично для вас. Но к слову «цена» определение «демократичная» уже никак не подойдет.
Волга хороша! Вид Плёса с нее – тоже. Одно слово – красота!
Вид Воскресенской церкви
На этом колокольчике – исторический (1779 года) герб города.
Не так давно он был признан памятником истории. На нем «корма галерная с тремя фонарями и с опущенными лестницами..., река, с выходящим из неё плёсом», означающим имя города. А в жизни – это рыбаки на моторных лодках, это коптильни и продажа местных леща, сома и привезенного морского терпуга.
С Волги же и с Соборной горы прекрасно видна деревянная церковь с поэтичным названием «Над вечным покоем».
Так же называется одно из самых известных полотен И. Левитана. Копия картины в раме стоит на набережной и две на холме у церкви. Сам холм называется гора Левитана. Совсем недавно на нем установлен памятник художнику. В его облике угадывается Левитан. Спустившись вниз, приходим к Дому-музею великого живописца.
И еще памятник. Он завершает всю левитановскую композицию.
Автор Манина Светлана, производство «Костромской сувенир»
Он был открыт к 600-летию города (2010 год). Называется «Дачница». Дачница-художница присела на скамейку то ли отдохнуть, то ли оценить, что написала, ибо рядом стоят мольберт и палитра. Место для памятника выбрано, ну, очень удачно, и все его элементы тоже. Считается, что «Дачница» – это собирательный образ. Хотя распространено мнение, что изображена Софья Петровна Кувшинникова. Ее отношения с Левитаном были «сложными, яркими и описаны во множестве мемуаров». Муж Софьи Петровны, она сама и Левитан стали прототипами известнейшего рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья».
Изумительные виды волжских далей, городских домов, речки Шохонки открываются с Соборной горы и горы Панкратки. Видела я террасы Санторини, побережья Амальфи, Капри и других райских мест. Виды в Плёсе не хуже, ой, совсем не хуже! А если ими любоваться, сидя за столом на склоне одной из частных гостиниц и вкушая, именно вкушая, а не банально обедая или ужиная, то забудется всё заморское: и красоты, и еда. Останется Плёс.
А вот еще колокольчик. Памятник кошке.
Автор Манина Светлана, производство «Костромской сувенир»
Она была любимицей местного художника и умерла от укусов собак, защищая своих котят. Хозяин решил увековечить погибшее животное. Совместными усилиями его, жены, тоже художницы, и скульптора из Белоруссии разработали эскиз. И вот бетонная кошка стоит на набережной. В Плёсе, кстати, много художников. Когда мы пришли в галерею одного из них, нас опередило телевидение, снимало сюжет.
Итог сказанного, а рассказана только очень малая часть, получается такой. Волжский городок с дивными русскими пейзажами к своему недавнему юбилею несказанно похорошел.
Автор Манина Светлана, производство «Костромской сувенир»
Это и прекрасные гостиницы (цены в лучших – упасть и не встать!), рестораны и кафе, музеи, дома, от которых не оторвать глаз, и виллы с колоннами, церкви, замечательная торговая улица с названием, радующим слух и глаз – Калашный ряд. А сувениров там! И конечно, природа. Какое наслаждение читать: в городе нет промышленных предприятий.
Неудивительно поэтому, что туристы в Плёсе и летом, и зимой. (Зимой – катание на горных лыжах.) Неудивительно, что места для своих «дач» облюбовали здесь и высшие мира сего.
А отчего как-то и грустновато тоже? Оттого, что приобретя, город, мне кажется, что-то и потерял. Да вот, например. Церковь, что с первого взгляда полюбилась и запомнилась мне давным-давно, выглядела вот так (на фото слева).
И вот те ее старые купола почему-то кажутся мне более естественными в тогдашнем пейзаже. Нынешние, золотые, – да, блестят, сверкают. Но как-то уж слишком, по-моему. Если Плёс совсем встал на путь превращения в курорт, то и жаль. А если коммерциализация его захлестнет, то будет совсем жаль.
Тревожно оттого, что челядь в своем холопьем усердии угодить хочет и на плесские пейзажи покуситься. И даже уже.
Поэтому так хочется, чтобы Плёс всегда оставался заповедником тишины, спокойствия, провинциальности в лучшем смысле этого слова, источником вдохновения для поэтических душ.
Альбом «Плёс» можно посмотреть здесь.
(окончание следует)