Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

К ЮБИЛЕЮ И.С. ТУРГЕНЕВА

200 лет со дня рождения великого Ивана Сергеевича Тургенева. В выставочных залах Исторического музея прошла шикарная, роскошная, достойнейшая выставка к этому событию. Она не пыталась объять необъятное, рассказывала только о значимости Москвы и москвичей в жизни и творчестве писателя. Но сделано это было прекрасно.
 
Есть два колокольных момента, имеющих к выставке прямое отношение. Во-первых, колокольчик, подаренный мне несколько лет назад.



Я, помню, восхитилась тогда, как прекрасно выполнены его мельчайшие детали: каждый пальчик, глаза, нос, губы, колье на шее, волосы. Сама шея очень пропорциональна, потому что я видела другие копии этого колокольчика, где шея ну, что-то такое, близкое к жирафьей.

 
Тогда же я нашла изготовителя колокольчика, в каталоге которого он значился как «Девушка с платочком». И тогда же, перечитывая тургеневскую «Асю», я вдруг поймала себя на мысли, что где-то я Асю недавно видела. Да вот же она, на полке стоит! Моя «Девушка с платочком», конечно, это Ася. Вот описание ее внешности: «…черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика…», «…одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая…». Там дальше у Тургенева идет «и в перчатках». Но моя без перчаток, пусть. Не буду вдаваться в подробности характера Аси. Но, по-моему, колокольчик передает многое, надо только вглядеться: и ее порывистость, и подвижность («Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно…»), и ее робость и застенчивость («По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость…»), и то, что она не стопроцентная барыня («…она не походила на барышню»), и то, что она просто очень молода («…этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило…»)
 
А вот такой изобразил Асю художник В.М.Зельдес. Хотя рисунок выполнен со спины, но, не правда ли, образ очень схож с «Девушкой»?


Взято с https://infourok.ru/
 
Естественно, я переименовала колокольчик в «Тургеневскую Асю».
 
Кстати, о тургеневских девушках на выставке. Дань им отдана так: выставлены костюмы для фильма–балета «Вешние воды», выполненные Пьером Карденом для Майи Плисецкой.



А в холле музея – замечательные платья, созданные специально для выставки брендом Russmotive. Коллекция называется «Тургеневская девушка».

 
Теперь во-вторых. Увидела на выставке часы-автомат «Паровоз» с термометром и барометром-анероидом. Торговый дом «М. П. Калашников и Сын». Около 1910 г.


Бронза, латунь, сталь, оникс, стекло, литье, серебрение, патинирование
 
Интересно, что на выставке «В лабиринах времени», проводившейся несколькими годами ранее, экспонировались такие же часы, но без колокольчика. На сайте же обеих выставок даны фотографии часов без колокольчика. Досадую только, что заметила эти часыи уже после окончания экскурсии, упустив возможность задать вопрос, какое отношение они имеют к теме выставки. Ведь год их производства – 1910, намного позже даты смерти Тургенева.
Tags: Колокольчики/колокола и литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments