Larissa Franczek (larissafranczek) wrote,
Larissa Franczek
larissafranczek

Categories:

О В.А.КИМЕ И ЕГО КОЛЛЕКЦИИ ДУЖНЫХ КОЛОКОЛЬЧИКОВ

О собрании поддужных колокольчиков в ростовском кремле многие читали, многие его видели лично. Но, как о любой знаменитой коллекции, можно рассказывать еще и еще, добавляя собственные впечатления.

Коллекция поддужных, дверных, станционных, рыбацких, подшейных колокольчиков была собрана в 1980-90 годах Вячеславом Александровичем Кимом, бывшим директором музея-заповедника «Ростовский кремль». Экспозиция «Ямские колокольчики и бубенцы» была открыта в 2001 году, уже после смерти коллекционера.

В двух небольших залах в стеклянных витринах плотно стоят поддужные колокольчики. Они разные по времени, месту изготовления и т.д.

Колокольчики были частью конной упряжи, т.е. выполняли сугубо практическую функцию, сигнальную, при гужевой езде, в том числе и на почтовых тройках.

Любопытно, однако, что ни в те времена, ни, тем более, сейчас, по прошествии веков, так плоско, рационально и однобоко они не воспринимаются. Причина? Я полагаю, наша русская душа. Ведь тогда редко какой писатель или поэт не упоминали эти самые поддужные колокольчики в своих произведениях. Добавьте сюда музыку и живопись.

И до сих пор всё это – народная песня, романс, стихи и проза, колокольчики воспевшие, – слава богу, живо и по-прежнему трогает и волнует.

Поэтому, естественно и логично, что на стенах залов мы видим и конную дугу, и детали упряжи.

Здесь и карта почтовых трактов

и непременный самовар со станции, тут же вызывающий в памяти читанного-перечитанного, бесконечно любимого «Станционного смотрителя».

А вот и сани. И вспоминается есенинское:
«Слышишь мчатся сани, слышишь сани мчатся.
Хорошо с любимой в поле затеряться.
Ветерок веселый робок и застенчив,
По равнине голой катится бубенчик…»

Всякая коллекция, как монета, в ней две стороны. Одна – собственно предметы коллекционирования. Вторая – автор, владелец, кто их собирал.

Вот мне и захотелось узнать о Вячеславе Александровиче Киме.

Ким вложил много труда и усилий по созданию замечательных кремлевских музеев. Он спас кремль от разрушения. В 90-е годы велись разговоры о переезде музеев из кремля и передаче его Церкви. Вячеслав Александрович написал очерк «Ростовский кремль-музей», опубликованный в 1995 году в журнале «Русь». В нем он говорил, что должен учитываться баланс интересов культуры и Церкви, что попытка выселить музей уже предпринималась в 1977 году. Оказывается, тогда местными властями было принято решение вывезти музей в здание средней школы, а кремль приспособить под международный туристический центр. На защиту встали краеведы, старожилы города, все неравнодушные люди, и музей остался в кремле.

В 1995 году уже сам Ким своей статьей выступил против создания паломнического центра в кремле и выселения музея. «Ведь культура и Церковь по большому счёту делают одно важное дело – спасают от суеты и духовной нищеты наши души. В 1977 году за музей вступилась интеллигенция Ростова, духовные наследники тех самых интеллигентов, которые создали музей», – писал Вячеслав Александрович. И отстоял тогда музей. Не знаю, каковы сейчас отношения между культурным и церковным ведомствами, но музеи на своем месте, по крайней мере.

До колокольчиков Ким занимался нумизматикой. Тогда же он подметил, что колокольчики все разные по форме, декору, надписям, звучанию и т.д. «Будучи страстным почитателем всего народного, исконно красивого, оригинального, всего, что производили мастера традиционных русских промыслов, до самозабвения любящий фольклор, народные песни, Ким В.А. перенес всю свою любовь на ямской (дужный) колокольчик».

Главная заслуга Кима не только в том, что он собрал свою коллекцию, а в том, что он её подробно изучил и описал. Ким составил сводный каталог-справочник «Ямские колокольчики и бубенцы». На сегодняшний день эта работа остается непревзойденной по объему.., глубине, полноте и всесторонности» исследованного материала. «Справочником пользуются все коллекционеры, исследователи, музейные работники. Он стал для многих настольной книгой». Примером правоты этого утверждения может служить сайт «Колокольчики» (кто автор, не поняла), который проводит анализ своих экспонатов, дает фото и почти всегда ссылается на Кима.

Ким «составил полный список мастеров-литейщиков дужных колокольчиков по месту их проживания и времени занятия этим промыслом».

Еще одна его работа «Повторные отливки ямских колокольчиков», прочитать которую можно тут.

Многое о Киме я узнала из статьи украинского коллекционера поддужных колокольчиков Сукача Сергея Ивановича. Его сайт. Там же он приводит фотографию книги В.А. Кима, подаренную ему. На книге – дарственная надпись.

В поиске материала я наткнулась на афишу новогоднего (2013 года) представления в ростовском кремле. Помимо обычных новогодних забав в ней обещается исполнение рождественских и новогодних мелодий с помощью ямских колокольчиков. И добавляется, что мелодии «прозвучат в исполнении звонаря… на звоннице, музыкальный ряд которой подобран из поддужных колокольчиков личной коллекции Вячеслава Кима».

У меня нет поддужных колокольчиков. Я их не собирала. Но хочу здесь проиллюстрировать один факт фотографией керамического колокольчика, купленного в Ростове Великом. Факт общеизвестный, что на многих дужных колокольчиках есть надписи. Они разные. На моем написано
«Кого люблю, тому дарю».

Источник:
http://www.sevkray.ru

Tags: Коллекции и коллекционеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments